Музыка Петра Чонкушова – душа калмыцкого народа

Сегодня, 19:26 | Общество, Культура

Восьмого декабря элистинские поклонники классической музыки стали свидетелями незабываемого культурного события – премьеры «Концерта для фортепиано с оркестром» Петра Чонкушова. Первая часть этого произведения написана самим композитором, а вторая и третья – дописаны его зятем, немецким композитором и пианистом Акселем Гебхардтом на основе нотных записей, эскизов, концепции произведения, оставленных Петром Очировичем.

Концерт «Он славил красоту родной степи», посвященный 95-летию со дня рождения Петра Чонкушова, убедительно показал масштабность творчества первого калмыцкого профессионального композитора, его безграничную любовь к своему народу и его богатейшему фольклору. За всю творческую деятельность маэстро создал около двухсот произведений. Среди них огромное количество песен, музыка к десяти театральным постановкам, 25 крупных инструментальных сочинений для оркестров различных составов, около 60 пьес для учащихся детских музыкальных школ, балет «Живая вода» и опера-балет «Джангар». Музыковеды отмечают, что перед каждым из названных жанров употребимо слово «впервые», потому что благодаря Петру Чонкушову в культурном пространстве республики впервые появились многие музыкальные жанры.
Объединенный оркестр, в который вошли Государственный симфонический оркестр Калмыкии под управлением Мергена Настинова и Государственный симфонический оркестр Адыгеи с главным дирижером Аркадием Хуснияровым, порадовали публику замечательным исполнением великих произведений П. Чонкушова.
Долгие годы главной мечтой Петра Очировича было создание оперы. И, будучи целеустремленным человеком, он ее создал. 2 августа 1990 года можно считать днем рождения калмыцкой оперы. В период празднования 550-летия героического эпоса «Джангар» состоялась премьера одноименной оперы. Пришедшие на концерт жители республики, затаив дыхание, слушали фрагменты из оперы-балета – «Культовый танец», «Танец невольниц», «Танец воинов».
Все свои чувства и переживания из-за горькой участи калмыцкого народа, находившегося 13 лет в жестокой ссылке, композитор выразил в своем крупном произведении «Реквием-воспоминание». На концерте прозвучали две части этого масштабного музыкального творения в исполнении народной артистки РК Анны Очкаевой. «Молитва» и «Вокализ» – это трагический рассказ о народе, который пережил много страданий, трудностей. Но одновременно с этим слушатели ощущают светлую веру и надежду на благополучие.
Петр Чонкушов долгие годы плодотворно сотрудничал со многими творческими коллективами республики. Особенно он был рад появлению камерного оркестра под управлением Надежды Нуркаевой. По ее просьбе им и была написана «Поэма для скрипки и камерного оркестра», которая с момента создания и по настоящее время очаровывает удивительной мелодичностью. Заслуженная артистка РК Наталья Спивак своей восхитительной игрой на скрипке вместе с оркестром передала чудесную красоту этой музыки.
Чонкушов – автор нескольких вокально-хореографических сюит, созданных для «Тюльпана». Кроме того, он написал балет «Живая вода». Сюжетная линия основана на сказках. На концерте прозвучало «Адажио» из этого монументального произведения.
На юбилейном концерте отдали должное и песням, романсам Петра Чонкушова, в которых выражена безграничная любовь композитора к своему народу, калмыцкой степи, богатейшему фольклору калмыков. Публику восхитили исполнительским мастерством Анна Очкаева, Елена Каджиева, Байрта Бадма-Халгаева, Данзан Зулаев.
Кульминацией же концерта стала премьера «Концерта для фортепиано с оркестром». Первая часть произведения впервые прозвучала в Элисте в 1979 году в исполнении симфонического оркестра Ростовской филармонии. В 1980-м была осуществлена ее запись на грампластинку на фирме «Мелодия». Спустя 45 лет зять Петра Очировича – немецкий композитор и пианист Аксель Гебхардт завершил работу над второй и третьей частями этого музыкального произведения. В приветственном адресе дочери композитора Маргариты и ее супруга Акселя, который был зачитан ведущей концерта Ольгой Дедниковой, сказано, что «наша задача состояла в том, чтобы творческое наследие Чонкушова звучало для всех последующих поколений. Его музыка – душа калмыцкого народа с его необычайной историей». Сольную партию виртуозно исполнил блистательный пианист Вадим Пальмов.
На концерте присутствовала вдова композитора Любовь Георгиевна Чонкушова, которая тепло поблагодарила всех организаторов концерта «Он славил красоту родной степи». Министр культуры и туризма РК Саглара Тюрбеева, директор Калмыцкой государственной филармонии им. А.Н. Манджиева Анна Очкаева вручили благодарственные письма всем участникам юбилейного концерта, посвященного 95-летию со дня рождения Петра Чонкушова.
Грандиозный концерт завершился исполнением всеми любимой песни «Элистинский вальс» (слова Алексея Балакаева), которая в одночасье стала популярной на все времена в Калмыкии.
И последнее. К столетию первого калмыцкого композитора надо готовиться задолго до 8 декабря 2030 года, чтобы на калмыцкой сцене был показан балет «Живая вода», прозвучала его опера-балет «Джангар». Увидеть и услышать эти произведения мечтают многие.
Людмила НАМРУЕВА