• История монгольских письменностей

    2023 год был знаменателен для калмыцкого народа тем, что 375 лет назад, в 1648 году, религиозный и государственный деятель Огторгуйин Далай Зая-Пандита создал ойрат-калмыцкую письменность «тодо бичик» (ясное письмо). А в 2024 году исполняется 425 лет со дня рождения великого просветителя, создавшего эту письменность. Однако нужно понимать, что история письменного языка монгольских народов корнями уходит в глубокую древность, монгольские письменности – это различные по происхождению и возникавшие в разное время системы письма, использовавшиеся для записи монгольских языков.
    Начиная с XIII века монгольскими народами для записи монгольских языков было создано и использовалось около 10 систем письма. Некоторые из этих систем впоследствии были приспособлены для других языков.

    • 29-12-2023, 20:24
  • «Вернее дружбы нету талисмана...»

    В Колонном зале шел концерт. Певцы, сменяя друг друга, исполняли песни Расула Гамзатова. В конце вечера автор стихов вышел на сцену. Зрители встретили его овациями. Ведущий попросил поэта прочесть стихотворение на аварском языке. Гамзатов, прочитав небольшой отрывок, обратился к зрителям:
    – Вы узнали эти строки?
    Зал молчал, ожидая разгадки.
    – Это из Лермонтова, в моем переводе, – улыбнулся он:
    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит.
    Зал взорвался аплодисментами.

    • 23-09-2023, 12:33
  • Народное наследие — предмет изучения менеджеров культуры

    Изучение традиций художественного наследия Калмыкии включено в программу бакалавриата направления «Социально-культурная деятельность», что в целом имеет важность и прикладное значение для социально-экономического и культурного развития региона.

    • 24-01-2023, 10:59
  • Здесь живет дух кочевников

    Как часто вы хотели уйти от современных реалий и окунуться в те времена, когда наш калмыцкий народ кочевал по бескрайним степям верхом на лошадях или верблюдах, жил в кибитках и разводил скот? Такое путешествие во времени очень реально и необязательно уезжать в другие страны. Например, в г. Элисте есть целый «Верблюжий остров», где можно покататься на «кораблях пустыни» и не только.

    • 19-01-2023, 15:13
  • САРТ-ХАЛЬМГ ҮЛГҮРМҮД

    Эн өгүллд сарт-хальмг үлгүр үгин тускар келгдҗәнә. Киргизин хальмгудыг номтнр «сарт-хальмг», эс гиҗ «хар һолын хальмг» гиҗ нерәднә. Тедн бийән «хальмг» гиҗ келнә. Кесгнь паспортдан «хальмг» гиҗ йовна. Эдн дөрвн селәнд (әәлд) бәәнә — Чельпек, Таш-Кыя, Бурма-Суу болн Бөрү-Баш (хальмгар Җирн өрк). Өдгә цагт Чельпек, Таш-Кыя болн Бурма-Суу нег селәнд ниилҗ. Бөрү-Баш болхла салу бәәнә. Сарт-хальмгин кесгнь Каракол (Хар һол), Бишкек балһсдт бас бәәнә.
    Сарт-хальмг амн үгин зөөрт ончта ормнь эзлҗәхнь «үлгүр үг» эс гиҗ «төв үг» (иҗлин хальмгуд «үлгүр» гиҗ нерәднә, Китд болн Моңһлд бәәх өөрд-моңһлмуд — «зүүр үг» эс гиҗ «үлгүр үг» гиҗ келнә).

    • 29-12-2022, 15:43
  • «ДЖАНГАР» КИРГИЗСКИХ КАЛМЫКОВ

    Киргизские калмыки в исторической литературе известны как сарт-калмыки (сарт-калмаки) иссык-кульские, или каракольские калмыки (калмаки). Самоназвание сарт-калмыков — хәльмгмс (хальмг) ‘калмыки’ (ранее назывались өөлд ‘олёты’ (улан залата өөлд ‘олёты с красной кисточкой’), хар хәльмг ‘кара-калмыки’, хотн хәльмг ‘хотон-калмаки’). Исторических документов о сарт-калмыках в настоящее время сохранилось очень мало, в основном они хранятся в Центральном государственном архиве Республики Казахстан. В них описывается процесс переселения калмыков из Синьцзяна в Семиреченскую область, в частности, олётов из Зурган сомона (текесских олетов) в Иссык-Кульский уезд, а также создание отдельного аула сарт-калмыков в составе Джетыогузовской волости. Касаясь прямого генетического родства каракольских калмыков с монголоязычными народами, А. В. Бурдуков в своей неопубликованной статье «Сарт-калмыки» пишет, что «ближайшими родичами сарт-калмыков являются текесские калмыки.

    • 29-12-2022, 15:29
  • Калмыцкие песни: спустя 100 лет

    В нашей республике в Год культурного наследия на¬родов России создан электронный каталог «Калмыцкие народные песни» (составители Б.Х. Борлыкова, Б.В. Меняев) по гранту Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенациональ¬ного значения в области культуры и искусства. Цель проекта – сохранение и популяризация песенного насле¬дия калмыков, обобщение накопленных к настоящему времени данных и широкие сравнительно-историче¬ские исследования, возрождение давно забытых кал¬мыцких песен ⅩⅠⅩ - нач. ⅩⅩ веков. В 2021-м году идею Проекта поддержали и поверили в его реализацию Ге¬рой Калмыкии, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист Калмыцкой АССР, заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР Петр Ти¬мофеевич Надбитов, заслуженный работник культуры Республики Калмыкия Валерий Рафаэлович Арутюнов.

    • 03-12-2022, 14:05
  • О калмыцкой вышивке и орнаменте

    17 ноября 2022 г. состоялись открытая лекция-презентация и мастер-класс преподавателя художественного отделения, члена Союза художников России Батыревой Кермен Петровны: «Калмыцкая вышивка и народный орнамент: виды, техника, приемы» для студентов специальностей «Декоративно-прикладное искусство», «Живопись».

    • 18-11-2022, 10:50
  • День ойратской славы

    Региональные министерства спорта и молодежной политики, культуры и туризма, администрация г. Элисты, КРОО «Союз молодёжи и ветеранов по стрельбе из лука» совместно с Федерацией конной стрельбы из лука при поддержке Главы РК впервые провели турниры всероссийского уровня по стрельбе из лука. Соревнования были посвящены Дню Ойратской славы.

    • 25-10-2022, 11:41
  • Калмыцкий танец – маркер этнической идентичности

    В процессе формирования этнической идентичности, подъема этнического сознания решающее значение приобретают отдельные элементы национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство. Исполнение фольклорного танца вызывает у зрителя и у самого исполнителя чувство единства формы и содержания, позволяя ощутить непреходящую гордость за красоту и богатство родной культуры, а самое главное – побуждает быть всегда сопричастным к ней, что служит гарантией дальнейшего культурного воспроизводства этноса и его духовной жизнеспособности. В этих процессах важна роль таких учреждений, как этнокультурные центры, фольклорные коллективы, мастерские народного творчества, которые не только конструируют и поддерживают этническую идентичность, но и создают пространства взаимодействий множественных социальных связей, соединяющих исторические поколения, между вещами и людьми, разными социальными группами.

    • 25-10-2022, 11:25