К 25-летию сборника «Арвн хойр дун»

Вчера, 09:30 | Культура

Многие судьбоносные события начинаются со случайностей. В восьмидесятые годы отсутствие на профессиональной калмыцкой сцене перспективных молодых исполнителей стало очевидным фактом. Моя случайная встреча в Краснодаре с Владимиром Каруевым привела к тому, что вскоре он был привлечён в концертные программы оркестра Элистинского музыкального училища, художественным руководителем и дирижёром которого я тогда состоял, и народного ансамбля «Джангар», руководимого известным хореографом Петром Надбитовым.

На конкурсе имени Улан Лиджиевой в апреле 1990 года я познакомился со многими певцами из районов республики, в том числе с Борисом Очкаевым из села Красинское и Баатром Лиджи-Горяевым из поселка Комсомольский. В Элисту они приехали со своим оригинальным материалом, и их выступления вызвали у зрителей взрыв эмоций и шквал аплодисментов. Обаяние личности, оригинальная манера сценического исполнения, прекрасное владение калмыцким языком отличали их от большинства конкурсантов. Они подняли исполнение народной песни, и в целом подход к выбору песенного материала, на новый качественный уровень.
Конкурс показал огромный потенциал народного искусства республики, раскрыл новые таланты, способные внести яркие краски в палитру музыкальной культуры Калмыкии. В те и последующие годы Борис Очкаев и Баатр Лиджи-Горяев стали самыми яркими исполнителями народного искусства Калмыкии.
Моя совместная работа с Борисом Очкаевым началась в 1990 году. Мобильной студией волгоградского радио в сопровождении оркестра народных инструментов Элистинского музыкального училища были записаны несколько песен в его исполнении. Песня «Цаган Сар» стала суперхитом тех лет и по заявкам слушателей часто транслировалась в эфире Радио Калмыкии даруя жителям республики заряд позитива и оптимизма.
Несмотря на грандиозный успех и огромную популярность в народе, республиканские чиновники и деятели «от культуры» демонстративно не замечали Бориса Очкаева, его самобытного таланта. Я старался всячески его поддерживать, привлекая в состав ансамбля народной музыки «Алтн Булг» для поездок на всероссийский конкурс в г. Смоленск, международный фестиваль искусств в Монголию, к соплеменникам в Китай.
Одним из триггеров создания сборника «Арвн хойр дун» стало появление в 1999 году песни известного поэта и мелодиста Ивана Убушаева «Худ өвгнә дун». И не было сомнений кто будет исполнять основной материал этого сборника. Конечно же Борис Очкаев. Опережая события, напомню, что наш видеоклип на эту песню, созданный в мае 2000 года в результате творческого содружества с замечательным режиссёром калмыцкого телевидения Тевкой Каляевой, по мнению большинства ценителей калмыцкой музыки, стал едва ли не самым популярным музыкальным клипом, и постоянно транслировался по республиканскому телевидению и радио.
Работа над сборником «Арвн хойр дун» проходила с ноября 1999 по март 2000 года. Премьера программы состоялась в апреле 2000 года в Лаганском и Черноземельском районах Калмыкии, а в конце мая состоялся большой сольный концерт Бориса Очкаева в Элисте в концертном зале ДК профсоюзов. В следующем году первый тираж аудиокассет с доработанным материалом был издан с логотипом «Сделано в Калмыкии».
Первоначально для сохранения аутентичности музыкального материала планировалось привлечь к записи народных музыкантов из Лагани. Но практика показала, что для работы в студии требуется значительно больше времени, которого у них просто не было. И мы решили организовать переезд Бориса Очкаева в Элисту, принять его в штат учреждения «Государственный культурный центр РК», снять на первое время ему квартиру, обеспечить условия для нормальной работы, а все аранжировки и инструментальные партии исполнить мне самому. Все расходы по записи видеоклипов и изданию проекта производились из моих личных средств и при информационной поддержке газеты «Хальмг үнн».
В подготовленном нами сборнике было много нового, экспериментального и ранее неиспользованного материала. Как и должно быть в творческих проектах.
Основой сборника стали несколько песен из репертуара выдающейся исполнительницы из Лаганского района Б. Б. Хараевой. С разрешения Баатра Лиджи-Горяева в сборник также были включены песни «Эрктнә баhчудын дун» и «Җоомган Гоода».
Для записи материала песен «Бааҗан цоохр ноха» и «Очан Нарн» осенью 1999 года мы с Борисом Очкаевым съездили в Цаган-Аман к Н. Я. Хейчиевой и Е. И. Эрдниевой. В поездке нас сопровождал сотрудник нашего центра Бастаев Юрий — горячий патриот республики, замечательный спортсмен.
Также мы дважды совершили поездку в Улан-Эрге, где записали текст песни «Зурмтн күүкнә туск дун» у родного отца певца, Дорджи Очкаева.
Очень хорошо в студии «Санср» поработали Церен Надеев, звукорежиссёр, талантливый автор, музыкант, и Алексей Лукьянов, одарённый рок-исполнитель, участвовавший в записи всей ритм-секции. В работе над редактированием текстов и записи подводок к песням принял участие мой друг, синьцзянский торгут Намҗавин Содмон. К сожалению, Церена Надеева и Намжавин Содмона сегодня нет среди нас, светлая им память.
Путь творческого человека — это долгий, тяжелый путь, где встречается немало завистливых людей, безразличия и «ножей в спину». Творческая среда часто токсична, в ней существует две реальности: системная, где работник профессионального коллектива часто находится в положении «добровольного раба», но за послушание, имеет возможность получить «шикр-балта» от начальства, и несистемная, где талантливого самородка, как, например, Бориса Очкаева, имеющего свое мнение, будут старательно не замечать и всячески игнорировать.
Рад, что мне представилась возможность поработать с Борисом Дорджиевичем и узнать его поближе. Наше с ним сотрудничество я буду вспоминать как один из лучших и счастливых периодов моей жизни. Это был замечательный человек с огромным талантом и большим сердцем. Народные песни в его блестящем исполнении навсегда вошли в историю нашего национального искусства. Очень рад, что на песнях из этого сборника выросло не одно поколение молодых исполнителей. Сборник и сегодня популярен, и по-прежнему актуален. А это значит, что наш труд не пропал зря. И всё было не напрасно.
Народные самородки, такие как Борис Очкаев, это священные посланцы природы. Они являются нашим национальным достояние и составляют уникальный, невосполнимый ресурс. Наш этнос – малочисленный, и одарённых людей нужно всемерно беречь, поддерживать, давать возможность максимально реализовывать свой творческий дар.

P.S. Пользуясь случаем, поздравляю своего друга, знатока и носителя калмыцкого языка, собирателя и хранителя фольклора Баатра Сангаджиевича Лиджи-Горяева с 60-летием!

Цевек Цагадинов, Продюсер, издатель, аранжировщик, музыкант-мультиинструменталист проекта «Арвн хойр дун»