ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ДОРЖИ ДЖЕВАКОВА

Сегодня, 13:29 | Общество, Память, Письма

Во время ссылки калмыцкого народа жена нашего аавы, фронтовика Доржи Учуровича Джевакова, Джиргал Дорджиновна вместе с детьми жила в Тюменской области. Первые месяцы пребывания на чужбине были особенно тяжелыми. Голод, холод, нечеловеческие условия жизни, болезни...

К тому же люди все еще не могли отойти от свершившейся трагедии. А тут на женщину обрушился другой страшный удар. Ей пришло извещение, датированное 24 февраля 1944 года. В нем сообщалось, что ее муж, гвардии красноармеец Доржа Джеваков 8 июля 1943 года пропал без вести. У инвалида Джиргал Дорджиновны на иждивении было пять несовершеннолетних детей. Надо ли говорить, какое горе пережила она, получив это извещение!
Несмотря на это, надо было выживать. Старшие дети – 17-летний Александр, 15-летняя Зоя и 13-летний Володя пошли работать рыбаками. Сама Джиргал Дорджиновна шить стала по заказам одежду для односельчан, благо, она захватила с собой швейную машинку «Зингер». Это и спасло семью от голодной смерти...
Доржа Джеваков родился 9 января 1900 года в Ростовской области. Трудовую деятельность в Яшалтинском районе, где с 1924-го по 1936 год работал учителем начальных классов Амур-Санановской, Потапо-Беляевской, Цевднякинской, Будульчиновской школ первой ступени.
В 1936 году его назначили заведующим Джеджикиновской начальной школы Приютненского района (ныне Ики-Бурульский район). При школе он построил интернат для детей животноводов, завел большое пришкольное хозяйство, которое позволяло обеспечивать учеников продуктами питания. При школе домохозяйки учились не только заготавливать на зиму фрукты и овощи, но и посещали уроки ликбеза.
В Джеджикинах Доржа Учурович открыл избу-читальню, где читал лекции о пользе знаний, приглашал врачей, культработников. Сельчане открывали для себя много нового. Бывшие ученики вспоминают, что где-то между Джеджикинами и 108-м совхозом в бывшей усадьбе богача Дорджи Учурович организовал летний лагерь и на все лето вывозил туда учеников. Школа имела своих лошадей, бедарку (одноконную повозку) и телегу, в штате были завхоз и кучер.
Когда началась война, многодетному отцу был 41 год. Имея бронь, он мог продолжать работать в школе. Но Джеваков в первые дни войны подал заявление с просьбой об отправке на фронт. «Все мои ученики воюют, а я что – тыловая крыса? Как я буду смотреть им в глаза?» – говорил он жене.
В мае 1942 года мобилизовали. Все село провожало своего завшколой на фронт. Доржа Учурович прошел обучение в военной школе средних командиров и лейтенантов в Сталинградской и Саратовской областях в составе 3003-й войсковой части №350. По окончании курсов 2 февраля 1943 года был отправлен в запасной полк при учебном батальоне в Сталинградской области в звании лейтенанта. 8 июня 1943 года находился в действующей гвардейской армии командиром отделения минометного расчета.
Потомки Джеваковых бережно хранят несколько фронтовых писем своего аавы. Вот одно из них, из которого видно, как горячо любил свою Родину наш дед: «Здравствуйте, дорогие товарищи, руководители Приютненского улускома ВКП(б) и УИКа. Примите горячий гвардейский боевой привет. Я гвардеец, беспощадно буду уничтожать гитлеровских бандитов. Я с честью выполню первомайский приказ Верховного Главнокомандующего тов. Сталина. За счастье нашей Родины, за всех не пожалею ни своей крови, ни жизни. Передайте от меня привет всем рабочим, служащим совхозов и МТС, а также колхозникам и колхозницам. Обращаюсь к вам: еще больше укрепляйте тыл, этим самым быстрее уничтожим гитлеровских бандитов! Секретарь УК ВКП(б), прошу вас [при]шлите мне письмо и рекомендации 3-х человек для вступления в кандидаты члена партии, потому что я хочу вступить в партию. Знают меня члены партии Бадмаев Ванька, Кулькин Иван, Матвенов Андрей, Николаев Шомадык и Тишкиева Гиладиш, а также колхозники Джеджикиновского с/совета. Я в данное время нахожусь в действующей гвардейской армии командиром отделения минометного расчета. Привет моей семье и сообщите об их здоровье и жизни. С 23/V/42 года до настоящего времени от них ни письма, ни известия не получаю. Верно остаюсь с приветом, с хорошим ответом Джеваков. Военный адрес: полевая почта 04679-п. 8.VI-1943 г.».
Джиргал Дорджиновна всегда напоминала своим детям, чтобы они занимались поисками отца, узнали подробности о его судьбе. И они старались выполнить свой долг. Но сделать это в условиях войны, послевоенной разрухи было непросто.
По-настоящему дети занялись поисками отца уже по возвращении на малую родину. Много лет куда только ни писали! Если проследить многолетнюю историю переписок с Красным Крестом, министерствами, архивами страны и зарубежья, то получится целая история. К сожалению, ответы приходили неутешительные: «Сведениями не располагаем».
Но все же после настойчивых поисков, начатых дочерью фронтовика Розой Дорджиновной и продолженных внучкой Эльзой Владимировной, работавшей в архиве г. Подольска, нам стали известны подробности последнего боя нашего аавы. В 1977 году Роза Дорджиновна узнала, что в Москве прошла презентация «Книги памяти» известного польского писателя Януша Пшемановского, изданной в Варшаве. В ней были опубликованы имена погибших советских воинов, фотографии наиболее крупных военных кладбищ на территории Польши. Имя Доржи Учуровича было в списке второго издания «Книги памяти».
И тогда Роза Дорджиновна обратилась к писателю с просьбой найти место захоронения своего отца. Он прислал ей благодарственное письмо «за помощь в нашем общем стремлении, чтобы все погибшие за нашу жизнь и свободу жили вечно в памяти поколений».
Но только в 2012 году в автоматизированном банке данных «Книга памяти» и «Воинские захоронения Республики Беларусь» обнаружилась персональная карта Доржи Учуровича Джевакова, погибшего 29 июля 1944 года в бою близ деревни Калеты (Кшивулька) Сувальского воеводства Польши. Поселок Калеты в настоящее время находится в Гродненской области Белоруссии. Останки воинов, в том числе и нашего аавы, перезахоронены с почестями в братской могиле г. Сопоцкин.
8 мая 2015 года, в канун 70-летия Победы, Роза Дорджиновна и трое внуков Доржи Учуровича посетили могилу своего отца и деда, приняв участие в церемонии увековечения памяти павших воинов. Имя Д.У. Джевакова выбито на мемориальной плите и внесено в «Книгу памяти» Республики Беларусь.
И вот совсем недавно, 8 мая 2025 года, внуки и правнуки Доржи Учуровича побывали в Сопоцкине, где почтили память деда, поблагодарили местную администрацию за бережное отношение к памяти красноармейцев. Они выяснили, что, согласно данным МО РФ, их дед попал в окружение на высоте Поныри Курской дуги.
Также нам стали известны последние дни красноармейца Джевакова. В июле 1944 года он в составе войск Красной Армии, занявшей Оршу и Гродно, продвигался в западном направлении. Противник оказывал яростное сопротивление, пытаясь отрезать наши соединения от переправы через реку Неман. 29 июля 1944 года, в 3 часа ночи, части стрелковой дивизии, в которой служил Джеваков, заняли исходное положение для наступления. Это был 12-й день сражений за расстояние в 10 километров. В 6.30 после артподготовки советские соединения в районе деревни Калеты в составе 5-й танковой дивизии, 1076-го и 1078-го пехотных полков перешли в наступление против дивизии СС «Мертвая голова». В течение суток деревня несколько раз переходила из рук в руки. Река Шлямица возле Калет была красной от крови убитых советских и гитлеровских солдат. В этих кровопролитных боях и погиб красноармеец Джеваков...
Стремительно летит время. Многие события забываются, незаслуженно предаются забвению имена и фамилии тысяч простых людей. А в памяти учеников Доржи Джеваков остался настоящим учителем, скромным и порядочным человеком. Настоящим интеллигентом. Многочисленные внуки и правнуки Доржи Учуровича унаследовали от предка тягу к знаниям, стремление к самосовершенствованию, а самое главное – уважение к людям, готовность помочь ближнему.

Нина ПАСКЕНОВА,
Эльза ДЖЕВАКОВА