Татьяна Печникова: "Как талантлива наша земля"

25-11-2015, 15:05 | Культура

Прошел почти месяц после гала-концерта "Теегин айс". Наша газета писала о самом конкурсе: исполнителях, организаторах и о том, что у мероприятия с самого начала вырисовывается хорошая перспектива быть одним из главных ежегодных музыкальных событий. Было бы лишним возвращаться к концерту, к итогам конкурса, ибо добавить к отчетному материалу нечего. Но есть возможность, спустя время, оглянуться назад и посмотреть на него другими глазами. Нет, не зрителя, конкурсантов. А глазами большого профессионала, приехавшего в республику, чтобы возглавить жюри конкурса. И, конечно, у нее было чисто профессиональное любопытство: ознакомиться с музыкальной культурой другого народа, услышать голоса...
Это известная оперная певица, которая пела на европейской, мировой сцене, и она, сидя в тот день в составе жюри, с удовольствием вслушивалась в наши песни. Её тонкий слух, конечно, улавливал все оттенки голосов. Она услышала наши песни и тихо радовалась каждой искорке таланта, отмечала наиболее понравившихся юных артистов.
Ну, наконец, пора представить её - это Татьяна Печникова, примадонна Московского театра "Новая Опера", заслуженная артистка России, лауреат Российской музыкальной премии Casta Diva (2006), лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Опера - женская роль". Список ее наград и достижений очень длинный и перечислять долго. Без преувеличения Печникова - одна из лучших оперных певиц и достойно представляла искусство нашей страны на сценических площадках Европы.
Кроме всего этого, Татьяна Печникова удивительно добрый и обаятельный человек, красивая, скромная и одновременно преисполненная чувства собственного достоинства, умная и ироничная женщина.
За время беседы она ни разу не блеснула "звездностью": шутила, смеялась и посерьезнела тогда, когда речь пошла о детях, музыкальном конкурсе. Вот краткий рассказ из уст Татьяны Печниковой: "Участие в конкурсах очень важно - чем раньше талант выявить, особенно с детских лет - это значит найти новых будущих звезд. Потом они своими голосами прославят свою республику, страну. И они всегда будут помнить, что когда-то были участниками конкурсной программы. И очень хорошо, что в республике отслеживаются способные дети. Не обязательно все станут певцами. Но те, кто имеют божью искру и их успели вовремя заметить, могут рассчитывать на жизнь артиста. Представляете, если такого маленького человечка поддержать, то в какую мегазвезду он может превратиться!
Я замечала про себя: какие красивые голоса. Ребята пели в традиционной национальной манере. То есть это были калмыцкие народные песни. Удивительное ощущение степных просторов, мелодий этой природы. Ширь, масштаб до горизонта, Вселенная - и голос так и вырывается наружу.
Мы, оперные певцы, поем на всех языках. И здесь неважно, знаешь язык или нет. Песня передает душу любого народа, его характер. Я внимательно слушала все голоса и скажу, что вижу здесь, на сцене, перспективу классического вокала.
В вокале присутствует одна особенность. И неважно даже где - в классическом вокале или в народном. Есть одна особенность и решение всего - это дыхание. Если ребята владеют дыханием, то это здорово. Постановка дыхания важна для певца.
Невольно я вслушивалась в голоса и взрослых исполнителей. Это, в основном, были преподаватели. Чувствуется, что они подготовленные специалисты и получили хорошее образование.
Что касается самого конкурса, то ведь шел большой отбор по региону. Приняло участие 150 коллективов и исполнителей, более 200 человек, потом все меньше, и в суперфинал пробились 20, а потом состоялся заключительный гала-концерт.
Преподаватели были в своей роли, но на сцене они были артистами. Это такая обязательная норма. Сцена - это сцена. И любой, кто вышел, должен чувствовать себя артистом. Будь это какие-то музыкальные номера или хореографические вещи.
Вокалистов часто так и называют певцами. Но он, это очень важно, - прежде всего артист.
Организаторы придумали хороший конкурс и придумали прекрасное название "Теегин айс". Мне сказали, что это переводится как мелодии степи. И вот на сцену вышли маленькие артисты с известными и заслуженными голосами, артистами. А как голоса подобраны, ведь репетировали вместе всего 1 раз.
Я всегда говорю, что нужна помощь извне, и очень хороший момент, когда правительство республики, всё руководство идет навстречу таким мероприятиям. Здесь я увидела реальную поддержку. Инициаторы и организаторы могут быть довольны - такой яркий гала-концерт, маленький фестиваль высветил талантливых детей, которых может ожидать сцена. (Автор идеи и организатор замечательного конкурса - коллектив ГТРК "Калмыкия" во главе с председателем М.В. Ткачевым. Ред.).
Конкурс показал самим детям, на что они способны, он всколыхнул регион и в разных уголках зажглись звездочки. Он дал понимание им, что Я МОГУ. Это очень важно в таком возрасте. Зрители проявили большой интерес к конкурсу по всей республике. А это - самый строгий судья. Они звонили, активно участвовали в голосовании.
А в финальной части зал был полон, люди даже стояли в проходах. Это было поразительно, такой интерес...
Конечно, надо делать всё на профессиональном уровне. Заметила, что концертные номера были подготовлены, жюри подходило к своим обязанностям строго, как и должно быть. То есть организаторы ничего не упустили.
Я все время ловила себя на мысли, что слежу за голосами. Есть ваши певцы, заслуженные артисты - это настоящее классическое пение. Они могут петь и оперные партии. По диапазону.
Надо продолжать такие конкурсы. Через два-три месяца можно сделать концерт лауреатов. Они ж теперь лауреаты! Они могут с разными концертами ездить по районам.
О себе могу сказать, что, несмотря на занятость, могу давать мастер-классы. С удовольствием. Мы всю жизнь учимся. То голос звучит, то вдруг "ушел". Тембр ищем. Послушаем "мастодонтов" из Италии. Что-то подсмотрел, что-то подметил, сравнил и выверил себя. Музыка - это постоянное движение и поиск.
Артист всегда, как на вулкане. Каждый раз, выходя на сцену, волнуешься. Тембр голоса пропал. А причины могут быть всякие - здоровье, настроение. Банальная простуда - всё, концерт может быть сорван. И кто-то должен тебя подменять. Иногда, это даже необъяснимо - забыл текст. Начинается паника за кулисами. Как быть?
Каждый выход на сцену - это как в первый раз. Я представляю, как молоточками бились сердца у юных артистов, вышедших на сцену.
Поэтому очень важно понять, что такое сценическая подача. Уметь петь прекрасно, с удовольствием - здорово. Но нужно овладеть зрителем, найти контакт с ним. Чтобы его тронуло. А для этого надо душой понять самое себя: Я пою, Я ПОЮ! И это ликование должен почувствовать зритель. Иногда бывает так: и голос красивый, но не берет зрителей. Чтоб донести до них, чтоб он смеялся или плакал.
И здесь, на конкурсе, я видела таких артистов. Бывают такие моменты: подвела техника. Вот она одна на сцене, а микрофон не сработал, а она, тем не менее, спела. Артистка, это большая артистка.
Я увидела много способных и даровитых детей и взрослых исполнителей. Как всё-таки талантлива наша земля!".

Санджи БУТАЕВ