На книжную полку. ХИРУРГ ОТ БОГА – МИХАИЛ ЭРЕНЦЕНОВ

11-06-2020, 13:00 | Общество

Несколько дней назад в Элисте вышла книга «Счастье быть хирургом», написанная членом Интернационального союза писателей Василием Шакуевым. Книга посвящена жизни и деятельности замечательного калмыцкого хирурга, Заслуженного врача Российской Федерации, кавалера ордена Дружбы Народов, кандидата медицинских наук, Почетного Гражданина Яшалтинского района и Республики Калмыкия Михаила Игнатьевича Эренценова (1937-2017).
Выпускник Новосибирского медицинского института он всю свою сознательную жизнь посвятил становлению и развитию калмыцкой медицины. М. И. Эренценов был врачом экстра-класса, хирургом от Бога, профессионал высшего уровня. С самого начала трудовой деятельности его не оставляла невыносимая, непреходящая жажда работы, удивительная способность трудиться без отдыха часы, недели, месяцы, не теряя физических сил, не утрачивая ясности мысли, свежести догадок, остроты наблюдений. Он проповедовал верность делу, благородные отношения между людьми. Многие выполненные им операции до сих пор служат эталоном, являются высшим пилотажем в хирургии. Михаил Игнатьевич стоял у истоков урологической отрасли в Калмыкии, упорно и последовательно боролся за обеспеченность населения республики высококачественной питьевой водой, ибо справедливо считал, что отсутствие таковой является главной причиной многих заболеваний, в том числе мочекаменной болезни. Он жил в напряжении, среди огромной работы, которая ждала его. Он находил работу там, где другому нечего было делать. Работы всегда оказывалось гораздо больше, чем времени. Это продолжалось потом всю жизнь.
Две страсти жили в нем – ученика и учителя. Это большое умение всегда учиться, (старался участвовать во всех конференциях и съездах), и не меньшее умение отдавать другим то, что приобрел: не просто передавать из рук в руки, а отдавать с процентами, уже обогащенное своими раздумьями, выводами, опытом. Михаил Игнатьевич за почти полувековую верную службу медицине воспитал плеяду учеников, которые в настоящее время продолжают его дело, прославляя калмыцкое здравоохранение.
В новой книге оставлены мысли врача об операции: « Самое обычное в моей профессии слово. Сколько я их сделал на своем веку! Простых и сложных, обычных и необычных, уникальных и даже таких, которые производились впервые в урологии. Хирургу работа в операционной так же привычна, как инженеру – чтение чертежей, пианисту – игра на рояле, токарю – работа на станке. Если в отделении почему-либо не состоялся операционный день, я чувствую себя плохо, неуютно. День прошел зря. Ведь в моей жизни операция - это возможность помочь больным людям.
И вместе с тем операция для меня всегда связана с нечеловеческим напряжением. Без вдохновения в операционной работать нельзя. А оно требует неимоверного нервного и интеллектуального подъема. Концентрация мысли, воли, выдержки, знаний – все это предшествует и сопутствует движению моего скальпеля. Я действую! Помогаю своими руками и умением больному человеку. Подсчитано, что хирург за одну операцию теряет столько же физической энергии, сколько металлург за целую смену в горячем цехе у мартена. А невосполнимая трата нервной энергии! Но я действую, помогаю человеку. И потому каждая операция вызывает у меня радостное чувство. Да, операция – это праздник хирурга. Он действует! Я же хочу поговорить о том, как трудно хирургу решиться на операцию.
Сразу же оговорюсь, речь не о тех случаях, когда перед хирургом больной, погибающий от кровотечения, или с прободной язвой желудка, нарушенной внематочной беременностью, с повреждением печени или с другим заболеванием, требующим немедленного вмешательства. Здесь не место гамлетовским вопросам. Действовать немедленно и решительно!
Мы знаем, что во многих конкретных случае никакие лекарства, диета, курорты уже не нужны. Мы видим, что поможет только операция. Мы уверены, что дальше откладывать операцию нельзя, адаптационные возможности человека на пределе и скоро из-за боязни риска время для
радикального лечения будет упущено. Мы идем на операцию, убеждаем в необходимости ее самого больного, близких ему людей. Но мы идем на операцию, зная, что в наших руках жизнь. Нет, пожалуй, другой профессии, где так высока плата за профессиональные неудачи. Много лет я занимаюсь хирургией. Это моя жизнь. Но всегда во время операции тревога рядом со мной. Как бы я ни владел техникой операции, беспокойство, справлюсь ли я с данной операцией именно у данного пациента, не оставляет меня. И так каждый раз… Без этой тревоги жизнь была бы пустой и неинтересной», - писал Михаил Эренценов.
Написаны эти строки человеком обреченным, который своею болью прочувствовал и постиг истинную сущность и высокое назначение врача – быть целителем не только тела, но и души. И уже с первых курсов он знал, что врачевание – единственно правильный выбор, дело его жизни. На последних курсах четко определил, что будет хирургом!
Вначале, не имея достаточного опыта, не стеснялся учиться у других, очень много читал специальной литературы. Он считал, что тот не врач, кто, закрыв за собой дверь палаты, перестает думать о больном, искать наиболее оптимальные пути лечения. Каждое утро операционного дня у него начиналось дома с изучения той операции, которую ему предстоит сделать по атласу хирургических операций. И так на протяжении всей его хирургической практики! Может благодаря этой привычке о нем позже писали: оперирует виртуозно и корректно, не создавая нервозной обстановки; держится непринужденно и уважительно, но это не насилие над собой; требователен и последователен. Некоторые считали, что он фанатик. Фанатик, который лечению больных посвящает жизнь, выбросив из нее все, мешающее этой цели.
Возможно, кто-то посчитает, что жизнь Эренценова Михаила Игнатьевича в известной мере страдала односторонностью. Конечно, не всегда хватало времени сходить в кино, на спектакль, побыть с семьей, пообщаться с детьми. Но он просто считал, что все может ждать, не могут ждать лишь больные. А это не односторонность, это – одержимость!

Надежда ЭРЕНЦЕНОВА