Монгол Байраа: о дружбе и братстве наших народов

29-09-2020, 14:51 | Современник

Дорогие подписчики, у нас появилась идея рассказывать истории о наших соплеменниках ойрат-монголах, и в этой публикации я хотел бы познакомить вас с обычным калмыцким парнем, вернее, не совсем обычным. Его зовут Буянбатын Байраа, он потомственный джунгар, его отец ойрат-захчин, а мама – калмычка.

- Расскажи немного о себе, Байраа.
- Начну с того, что я до 4-х лет жил в Монголии, на Родине папы, потом до университета все детство и юность провел в Калмыкии. Кстати, моего папу звали Буянбатын Батжав, он умер, когда я был маленьким, и мы со старшим братом Сэргэлэн (Серглң) воспитывались в Калмыкии. Я ойрат-захчин, наши родовые земли находятся на территории аймака Ховд, на западе Монголии, там проживает много ойратских субэтносов: захчины, торгуды, хошуды, олёты(зюнгары), мянгаты, урянхайцы. На севере от Ховд аймака есть другая ойратская область - Увс аймак, там живут дербеты, баяты и хотоны. Однако мой өвөө аав (дед), будучи маленьким, переехал с родными в Улан-Батор, и три поколения наших близких родственников уже не живут на родовых землях.
- Расскажи немного о монгольских родственниках.
- Мои родители познакомились в г.Ульяновске. Отец учился в военном училище. Он был очень добрым человеком, родственники и в Монголии, и Калмыкии очень тепло его вспоминают. Родные братья и сестры отца поют песни, увлекаются музыкой, у них раньше была небольшая музыкальная группа. В молодости коллектив приглашали выступать, когда гостили в Калмыкии, их тоже любили слушать. Любовь к музыке передалась и нам с братом, мы оба можем играть на музыкальных инструментах. Кстати, все наши монгольские родственники надевают национальную одежду. Они гордятся тем, что они монголы.
- Сколько раз ты был в Монголии?
- Помню, я гостил там в 2000-м году. Последний раз ездил в Монголию семь лет назад, тогда была свадьба у моего брата, кстати, он женился на калмычке. Монголия - красивая страна: ее горы, реки, леса невероятно живописны, и там есть степи, но они не такие, как у нас, до горизонта, а с холмами и сопками. Мне нравится там, родственники меня туда зовут жить.
- А почему не уедешь?
- Языка не знаю. Я говорю с ними на смешанном калмыцко-монгольско-русском.
- Когда калмыки слышат твое необыкновенное имя, то как реагируют?
- У меня российский паспорт, я записан по-русски Буянбатын Байрух Батжавович. Многие сразу понимают, что я монгол, даже спрашивают, не из Улан-Батора ли я, интересуются жизнью современных монголов. Хотя, если честно, то сам я вырос в Калмыкии и знаю о Монголии не так много. В целом, очень тепло калмыки относятся к монголам. Более того, многие осознают, что Монголия - их прародина, калмыки сами говорят, что они западные монголы. Мы с братом считаем себя калмыками, поэтому калмыцкие степи - моя Родина. Кстати, когда я учился в 17-й школе, в Элисте, и у моей одноклассницы папа тоже был родом из Монголии, а мама - калмычка.
- Я так понимаю, у нас немало монголов. Хотел бы ты организовать в Калмыкии монгольское землячество?
- Если честно, такой мысли даже не было, но я хотел бы познакомиться с другими «калмыцкими» монголами. Например, мой приятель Адьян, кстати, из Увс аймака, говорит, что, когда в Монголии празднуется Наадам (июнь или июль месяц), то в Калмыкии, в пос. Яшкуль, встречаются монголы из Монголии и Синьцзяня. Они варят мясные и молочные блюда, зовут гостей. Конечно, скачки организовать не получается из-за того, что людей мало, но в теплой братской среде проходят душевные встречи.
- Что ты знаешь о своем племени захчинов?
- Я знаю, что предыдущий президент Монголии был ойратом-захчином. У меня мало знаний о захчинах, насколько я помню, что из торгудских, дербетских, халха-монгольских родов ойратский хан создал пограничные силы для обороны Джунгарского ханства. Захчины в этом плане немного напоминают наших бузавов, они тоже начали формироваться как этнос в XVII веке. И калмыцкие бузавы, и джунгарские захчины охраняли границы, эти два субэтноса сформировались из ойратских родов тоже в позднее время, их объединяет это, хотя цели и задачи у этих субэтносов были противоположными. Если на Волге они уходили от власти хана и становились самостоятельными, то в Джунгарии, наоборот, по указу хана охраняли рубежи государства.
- Что думаешь о калмыцко-монгольских взаимоотношениях?
- Я думаю, что нужно организовывать молодежные форумы «Калмыкия – Монголия», чтобы молодые люди знакомились, общались, поддерживали связи. В принципе можно организовать встречу монголов в Калмыкии, нужно поговорить с братом, он знаком со многими монголами, живущими здесь. Я думаю, что для наших монголов калмыцкие степи стали Родиной, обычно люди объединяются на чужой земле, но для монголов, живущих тут, Калмыкия - часть их далекой Монголии.
- Большое спасибо, Байраа, за интересное интервью, я надеюсь, отношения между братскими монгольскими народами будут динамично развиваться.

Арван КАРМАНОВ