Забвению не подлежит...
В общественной и культурной жизни республики произошло знаменательное событие. В Калмыкию были привезены мраморная плита и горсть земли с захоронения князя Тюменя. Серебджаб Тюмень –легендарная личность, которого в народе называли Героем Батыковичем, был образованнейшим человеком, истинным потомком аристократического рода. Тюмени,один из калмыцких знатных родов, ведут свою родословную от младшего брата Чингис - хана Хасыра.
Серебджаб Батыкович был членом II Государственной Думы от Астраханской и Ставропольской губерний, активным участником казачьего движения, возглавлял Калмыцкое казачество. В годы гражданской войны в двадцатые годы прошлого столетия вынужден был эмигрировать за рубеж. Сначала он попал в Турцию, оттуда перебрался в Болгарию, где и обосновался в Софии. Князь Тюмень был заметной фигурой в калмыцком зарубежье.
Памятному событию было посвящено мероприятие в Национальном музее Калмыкии. Как отмечали участники мемориального события, настолько было велико желание князя вернуться на родную землю, что почти через столетие, благодаря неравнодушию и патриотизму наших соотечественников, состоялось его свидание с родиной.
Сегодня один из таких подвижников, настоящий патриот, наш земляк, проживающий в Ирландии, Владилен Дацко рассказывает о том, как удалось разыскать могилу князя Тюменя и привезти на родину мраморную плиту с его надгробия.
– Владилен, расскажите немного о себе.
– Я являюсь атаманом казачества в Ирландии, состою в Координационном совете соотечественников, а также в поисковой организации «Аймак», ведущей работу за рубежом, в которой принимают участие представители трех стран: Великобритании, Швейцарии и Ирландии.
Родился я в Яшалтинском районе, там живет моя мама. В Ирландию уехал 21 год назад, нашел работу и остался жить. Занимаюсь бизнесом. Женат, жена у меня калмычка, трое детей, два сына и дочка.
– Как вы занялись поисковой работой?
– Все началось с поисков потомков Гари Балзанова. Мы нашли знамя полковника Гари Балзанова и привезли его в Калмыкию.
Тогда и вышли на книгу «Русский некрополь в Софии», авторы которой Татьяна Пчелинцева и Ксения Бендерева проживают в Болгарии. Познакомились с ними. В этой книге мы нашли записи о Серебджабе Тюмене. После этого я попросил казаков Болгарии поискать место захоронения князя Тюменя. Они нашли эту могилу на Софийском центральном кладбище и сфотографировали. Это произошло в ноябре 2018 года. Получив фотографию с места захоронения, члены «Аймака» (в количестве трех человек) выехали в Софию. Встретились с авторами книги. На кладбище нашли плиту, которая была отброшена в сторону, это произвело на нас удручающее впечатление. Нам было небезразлично, что захоронение находится в таком состоянии, и стали планировать, что делать дальше. Советовались с Николаем Джамбуловичем Санджиевым, который тогда был заместителем министра культуры и туризма РК. Обратились к местным властям в Софии, написали два письма с просьбой выделить землю для восстановления могилы князя и проведении эксгумации. Но получили отказ. Согласно законам Болгарии, где земля для захоронений очень дорогая, сложно было решить наши вопросы. Было решено перевезти плиту с надгробия в Калмыкию. Тут началась пандемия, и возможности выехать в Болгарию не было. Пришлось обратиться к байкерам, моему другу Диме Пескову. Я попросил их присматривать за плитой князя Тюменя.
Перед пандемией он позвонил и сказал, что мраморная плита, которая была прикреплена к надгробию, исчезла. Мы не могли выехать, и я обратился к казакам, проживающим в Софии, провести поиски плиты. В течение нескольких дней они ее обнаружили в кабинете директора Центрального софийского кладбища. Надо было что-то делать, как-то ее забрать. Казаки Софии вникли в нашу ситуацию и решили помочь. Они составили акт и под ответственность своего казачьего общества забрали плиту домой. Она и хранилась у них, пока не отправилась в Калмыкию. Большую помощь оказали сотрудники Посольства России в Болгарии и Посольства России в Ирландии, и много других неравнодушных людей.
- Владилен, а кто входит в группу «Аймак»?
- Поисковая группа «Аймак» состоит из четырех человек. Вместе со мной в нее входят Занда Манджиева, Елена Браун и Слава Павлов. Нас мало, но много друзей в разных странах, которые помогают нам в поиске и возвращению забытых имен. Неравнодушных людей много и не только среди наших соотечественников. Здесь нашу деятельность координирует Татьяна Алексеевна Милованова.
- Каковы ваши дальнейшие действия?
- После поиска потомков Гари Балзанова, Тундутовых, возвращения плиты князя Тюменя, наш интерес к истории возрос. Из книги «Русский некрополь в Софии» мы узнали, что на Софийском кладбище в разных его местах захоронены еще 6 наших соотечественников. Поэтому продолжим поиски и исследования.
- Владилен, как вы находите время заниматься общественной работой?
- Да, вести поиски – это огромный труд. Но, если чем-то заниматься, то надо делать с любовью. По моему глубокому убеждению, это зов крови, любовь к родной земле, родине. Сохранение исторического наследия важно для наших детей, для связи поколений.
Галина ХЕЙЧИЕВА
Фото А. Зундугиновой