Кони ветра

02-04-2015, 17:09 | Духовность

Когда путешествуешь по святым буддийским местам Индии, Тибета и Непала, то замечаешь, что почти везде тебя окружают высоко развешенные гирлянды разноцветных молитвенных флагов.
По-тибетски они называются "лунгта". Но обычай развешивать эти яркие, испещренные мантрами и изображениями куски ткани - не просто национальная тибетская традиция, а практическое применение учения Будды для решения жизненных проблем.
Эта практика, как и остальные буддийские методы, уходит корнями в далекую древность. Первое описание "прародителя" современных молитвенных флагов содержится в "Сутре вершины победного знамени". Именно это победное знамя, которое вывешивалось в знак величия и победы над чем или кем-либо, стало отправной точкой для развития традиции.
В Тибете этот обычай появился с общим распространением буддизма среди народа, то есть, со времен Гуру Падмасамхавы (8-9 век н.э.). Современный вид этот обычай принял под некоторым влиянием местной тибетской религиозной традиции - Бен. Но если раньше в рамках этой традиции тибетцы складывали камни на перевалах в кучи, завязывали полоски ткани на деревьях и совершали другие подношения местным богам и духам, то теперь обращенным в буддизм духам подносятся мантры и благопожелательные молитвы, отпечатанные на флажках.
Кроме того, популярным народным верованием в Тибете было то, что рождению человека сопутствует появление "дра-ла" божества-хранителя этого человека. Заботой этого духа является поддержка жизненных сил человека и его процветание, то есть он - что-то вроде ангела-хранителя. Естественно, что человеку тоже следовало заботиться о своем защитнике, и одним из способов его поддержки также было вывешивание молитвенных флагов.
Таким образом, тибетцы сильно расширили область применения "победных знамен", и фактически это стало смесью народных верований и буддийских практик.
Общий смысл вывешивания молитвенных флагов - гармонизация жизненной ситуации и увеличение благополучия; тот человек, который развешивает эти флажки, устраняет препятствия вообще, и, в частности, это способствует достижению определенной цели. Это приносит удачу и увеличивает благоприятную энергию и силы, способствующие решению проблем.
Часто люди вывешивают молитвенные флаги с изображениями и мантрами Зеленой Тары, Гуру Падмасамбхавы и других буддийских божеств. В зависимости от ситуации упор делается на активность определенных Будда-аспектов. Так, изображения и мантры Ченрезига (Авалокитешвары) способствуют общему умиротворению обстоятельств и развитию любви, Зеленая Тара и Гуру Падмасамбхавы - для устранения всяческих препятствий, Амитаюс и Белая Тара - для продления жизни и так далее.
Нередко также можно видеть развевающиеся полотнища, на которых нет никаких изображений - только буквы. Они представляют собой тексты некоторых Сутр Будды, которые особенны своей силой в устранении препятствий и защитой -"Алмазная Сутра", "Сутра рассекающего ваджра" и другие.
Естественно, сразу возникает вопрос: а каким образом это функционирует? Что происходит, когда кто-то вывешивает эти мантры и изображения? И в чем, с точки зрения буддизма, рациональное зерно этого обычая?
Самым лучшим способом устранения собственных проблем и накопления заслуги является собственная практика - занятия медитацией и совершение позитивных действий. Очень благоприятным также считается чтение мантр и вообще буддийских книг. Но, чтобы накапливать заслугу (буйн), устранять препятствия, это необязательно делать самому - для этого можно использовать силы природы. Поэтому вместо того, чтобы самому крутить молитвенные колеса с мантрами, можно построить водяную мельницу, и тогда струя воды будет вращать барабан и активизировать мантры, а строитель или заказчик этого сооружения - накапливать заслугу. Точно также можно использовать и силу ветра: когда флажки полощутся на ветру и хлопают, распространяя позитивную энергию, это равносильно чтению мантр и молитв.
Нам следует помнить о том, что все явления нашей жизни существуют во взаимной связи: если мы не любим окружающих нас людей и даже вещи, то уже это одно порождает неприязнь и проблемы, и мы становимся несчастными. Если же мы стараемся жить в гармонии с окружающим миром, то у нас все получается, и люди добры к нам. Поэтому, если мы оказываем какое-либо умиротворяющее влияние на окружающий мир, в первую очередь это сказывается на нас самих.
Вообще, в соответствие с системой тибетской астрологии, одной из пяти главных характеристик человека является как раз "лунгта". Популярной точкой зрения является то, что этот фактор очень тесно связан с удачливостью, благоприятным сочетанием обстоятельств. Однако в астрологических учениях акцентируется "общественный" характер личного "лунгта" - то, что в современной печати называется "пиар". Он особенно важен для тех, кто много работает с другими людьми, - ламы, учителя, бизнесмены и так далее. В зависимости от года жизни человека этот фактор более или менее активен, и если он ослаблен, то при составлении гороскопа опытный астролог обычно рекомендует вывешивать "коней ветра". Также в соответствии с астрологическими вычислениями определяется наиболее благоприятное время для вывешивания флагов.
Лунгта могут развеваться не только вокруг монастырей и ступ, но и на возвышенностях, горных перевалах, крышах домов, балконах, длинных шестах, как это практикуется у тибетцев. Именно по ним в Индии и Непале легко определить районы компактного проживания тибетцев, потому что именно они обычно украшают свои жилища высокими бамбуковыми стволами с флажками.
И "коней ветра" можно вывешивать не только индивидуально, но и всей семьей. На них можно написать свои имена и имена родственников. Они приносят пользу не только тому, кто их повесил, а всем окружающим, и благотворно воздействуют на пространство вокруг.
26 мая буддисты отмечают самый важный праздник года - день Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. Весь лунный месяц считается чрезвычайно благоприятным для множества благих дел и практик, поскольку заслуга (буйн) от их свершения многократно возрастает.
Число определяет сам человек; можно вывешивать от одного до нескольких сот флагов, как это обычно делают в Гималаях.
Приближается весна. Пробуждается природа. После зимней спячки хочется чего-то веселого, цветного. В городе у нас уже имеются места, где висят флажки. Обращаюсь ко всем, кто привязывает их к деревьям. Пожалуйста, не делайте тугой узел. От этого пересыхают ветки и целое дерево со временем погибает. Согласитесь, что для нашей местности, где каждое дерево посажено руками человека, это катастрофа. Надо как можно больше деревьев сажать, а не быть причиной их увядания. Если уж очень вам захотелось повесить флажок на дерево, то сделайте петельку, при помощи которой вы можете оставить флажок на дереве или кустарнике.
Пусть эта добрая традиция принесет вам счастье и благополучие.

Светлана ЗОЛЬВАНОВА
(Материал подготовлен по страницам буддийских журналов)