Не отступая от мечты

30-05-2024, 14:37 | Культура

Танцор – это человек, профессионально занимающийся искусством танца. Добиться успеха в нем можно, только приложив максимум усилий, проявив дисциплину и целеустремленность. Немаловажным фактором является и безграничная любовь к своему делу. Владимир Гришкеев – представитель молодого поколения Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты». Благодаря увлечению танцами он узнал о существовании портрета его прапрадеда, написанного Владимиром Фаворским.

Идея стать танцором зародилась еще в детстве: как рассказывает Владимир, он с ранних лет слышал от родных, что хорошо будет, если бы кто-нибудь в роду стал танцором. Почему они так говорили, он не знал, но в 14 лет попросил ааву отвести его в ансамбль «Джиргал» в Троицком. Преподавателем там был Александр Басанов. Первое же занятие подростку понравилось, и он все больше и больше увлекался танцами. После районного ансамбля продолжил занятия в этнографической школе искусств в Элисте, где многому научился, узнал, что такое настоящий танец и основы хореографического искусства.
Окончив школу, он поступил в училище искусств им. П. Чонкушова. Как и в этношколе, его преподавателем была Алла Адутина. По ее совету он начал свою танцевальную карьеру в троицком ансамбле «Карусель» под руководством Ирины Самсоновой. Так с помощью своих преподавателей и Олега Манджиева, бывшего солиста «Ойратов», начинающий танцор стал совершенствоваться. Владимир говорит, что они помогли ему стать настоящим артистом, найти изюминку в танце, а также понять, что у хореографического искусства нет границ, развиваться можно до бесконечности.
Во время учебы в этнокультурной гимназии Владимир Гришкеев познакомился с воспитателем Ларисой Бадышевой (сейчас она заведует отделом литературы по искусству в Национальной библиотеке им. А.М. Амур-Санана). Лариса Петровна поинтересовалась у воспитанника, был ли в его роду танцор Бадма Гришкеев, и показала ему книгу с работами художника, иллюстратора эпоса «Джангар» Владимира Фаворского, в которой на одной из страниц был портрет Бадмы Гришкеева. Владимир узнал от своей ээджи, что Бадма Гришкеев доводится ему прапрадедом, однако даже старшим членам их семьи мало что было известно о жизни своего предка.
На сегодняшний день информации о прапрадеде Владимира тоже очень мало. В архиве Национального театра РК, в котором Бадма Гришкеев служил с момента основания театра, не сохранилось ни одной его фотографии. Известно лишь, что в годы Великой Отечественной войны артист, по одной версии, пропал без вести, по другой – погиб в 1942 году.
Наличие в роду предка-артиста вдохновляет Владимира Гришкеева, в каком-то смысле он считает себя продолжателем его дела и предполагает, что это одна из причин, по которой его родные мечтали о танцоре в семье. Близкие поддерживают творческие начинания Владимира, но посоветовали на всякий случай получить вторую профессию. Поначалу молодой танцор тоже думал об этом, но, посмотрев на своих педагогов и всех, кто ему помогал идти выбранным путем, решил, сможет учить танцу других. Ведь сейчас колледж искусств дает студентам квалификацию не только артиста или музыканта, но и преподавателя.
В Государственном театре танца «Ойраты», где танцует Владимир Гришкеев, исполняют, кроме калмыцких, и танцы народов мира. Моему собеседнику из «мирового репертуара» больше нравятся танцы народов Кавказа, которые схожи с калмыцкими своей энергией, динамикой. Из калмыцких танцев у Владимира самый любимый – дербетовский товшур: он элегантный, и его любил аава, называя «танцем богатеев».
В «Ойраты» Владимир попал по воле случая. Будучи студентом, он хотел танцевать в «Тюльпане», но однокурсница, танцевавшая в коллективе Петра Надбитова, так интересно о нем рассказывала, что он решил идти туда на пробы и не ошибся. За три года, что Владимир Гришкеев работает в «Ойратах», он многое для себя открыл. В начале пути педагоги Санал Бадмаев и Очир Манджиев помогли ему подняться на более высокую ступень мастерства. Например, от них он узнал, что можно стать танцором-трюкачом. Посмотрев, как опытные коллеги делают трюки, он стал учиться их выполнять. Работает над ними до сей поры, старается довести до идеального выполнения.
Владимир восхищается создателем и руководителем коллектива Петром Надбитовым, посвятившим всю жизнь искусству танца и прославляющим родную республику своим мастерством. Последняя работа Петра Тимофеевича, в которой Гришкеев принял участие, это «Медноволосая девушка». Надбитов сам показывал движения, и Владимир считает, что ему очень повезло увидеть уроки мэтра своими глазами.
Владимиру нравится и дружеская атмосфера в коллективе. Среди его коллег есть Нямаа Гантулгаа, ойрат из Монголии. Владимир признался, что ему бывает стыдно за свое незнание родного языка, особенно когда «Ойраты» выезжают на гастроли в другие регионы. Поэтому он попросил монгольского соплеменника подучить его, сам он, в свою очередь, учит Нямаа русскому языку.

Савр БУДЖАЛОВ
На снимке: Владимир Гришкеев в танце