О Богдо гегяне - главе буддистов Монголии

18-02-2016, 11:44 | Духовность

В Монголии издана книга воспоминаний о верховном ламе этого государства - Богдо -гегяне Джебцзундамба-хутухта. Она начинается словами Его Святейшества Далай-ламы XIV о подлинности девятого перерождения Богдо-гегяна и его благопожеланиями для развития буддийской религии в Монголии. Воспоминаниями о главе буддистов Монголии делится в книге и шаджин-лама Калмыкии, почетный представитель Далай-ламы XIV в России, Монголии, странах СНГ Тэло Тулку ринпоче.
Эта книга на монгольском языке (О. Батсайхан. IX Богд Жавзандамбахутагт. Амьдралбацагхугацаа. Улаанбаатар, издательство Менхийн Усэт, 2015 г., 766 с.) - самое полное на сегодняшний день собрание документов и мемуаров, относящихся к Богдо-гегяну IX. Она представляет ценность как для верующих буддистов, так и для исследователей истории, религии и культуры Монголии, показывает религиозные связи Монголии с Тибетом, неразрывную связь линий преемственности перерождений Богдо-гегяна и Далай-ламы.
Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку ринпоче в своих воспоминаниях отмечает, что еще во время его учебы в Гоман-дацане Богдо-гегян IX жил как простой человек, о нем говорили, что это монгольский хубилган, но не говорили, какой именно. Впоследствии Тэло Тулку ринпоче встречался и общался с Богдо-гегяном много раз. Глава буддистов Монголии неоднократно бывал в Калмыкии.
Богдо-гегян Джебцзундамба-хутухта в своем предыдущем, восьмом, перерождении был последним великим ханом Монголии и в течение короткого времени управлял страной. После его кончины в 1924 году революционные власти провозгласили народную республику и запретили искать его новые перерождения. Однако Богдо-гегян IX был достоверно выявлен в Тибете, согласно канону и традиции.
В течение долгого времени это держали в тайне, и лишь после смены общественного строя в Монголии в 1990 - х годах об этом было объявлено. Но только в 2010-м Богдо - гегян IX смог получить монгольское гражданство, и был официально признан правительством Монголии главой буддистов страны. В 2012 году он скончался. Учитывая огромный авторитет, которым он пользовался не только в Монголии, но и за ее пределами, возникла идея собрать воспоминания тех, кто его знал. Для этого понадобилось несколько лет. В 2015 году издательство "Менхийн Усэг" в Улан-Баторе опубликовало книгу, озаглавленную "Богдо Джебцзундамба - хутухта IX: жизнь и время". Ее автор и составитель - известный монгольский историк О. Батсайхан, автор ряда книг о жизни и деятельности Богдо-гегяна VIII, редакторы - историк 3. Лонжид и ученый лама Д. Лувсанжамц.
Во вступительном слове отмечается, что в критический период монгольской истории буддизм послужил фактором объединения монголов, которые под главенством Богдо-гегяна VIII объявили о независимости своей страны в 1911 году. В кратком тексте с благопожеланиями гобийский Нойон-хутухта IX Данзанлувсантудэв сообщил, что и в прошлых перерождениях Нойон-хутухта почитал Богдо-гегяна, помогал ему, они были связаны как ученики одного учителя. В предисловии Д. Чойжамца, Хамбо-ламы главного монастыря Монголии -Гандантегченлин говорится о контактах нового руководства страны с Далай-ламой XIV и Богдо-гегяном IX после демократической революции в Монголии в 1991 году.
Биография Богдо-гегяна IX начинается с обсуждения вопроса о проблеме выявления нового перерождения после кончины Богдо-гегяна VIII, в частности, мероприятий правительства МНР и МНРП по недопущению этого выявления. Однако за пределами МНР данный вопрос ставился. Так в 1930 -1940 годах к проблеме перерождения Богдо-гегяна во Внутренней Монголии проявили интерес японцы. У них было несколько планов: для этого хотели использовать Дилова - хутухту. Но все эти планы сорвались. Дилова-хутухта позже посетил Лхасу с санкции Гоминьдана, узнал о выявлении там Богдо-гегяна IX, но умолчал об этом, в связи с опасностями со стороны МНР и Гоминьдана, старавшегося наладить отношения с СССР. В 1949 году Дилова-хутухта уехал в США.
Богдо-гегян IX пишет в своей автобиографии, что, когда ему было 5 лет, с ним встретился Дилова-хутухта и подарил пиалу. Описано обучение в Гоман-дацане монастыря Дрепунг и его дальнейшая жизнь вплоть до ухода в Индию в период подавления китайцами национально-освободительного восстания в Тибете.
В 1991 году во время визита министра по культуре и религии Тибетского правительства в эмиграции из Дхарамсалы (Индия) президент Монголии П. Очирбат обратился к нему с тем, что желательно пригласить Богдо Джебцзундамбу.
В 1994 году по указу Далай-ламы XIV Богдо-гегян IX ездил в Тибет для работы по возрождению школы Джонанг тибетского буддизма (он является перерождением Джецуна Таранатхи - одного из высших лам этой школы). В Симле Богдо-гегян создал монастырь Джонанг. В 1996 -1997 годах Богдо-гегян IX находился в затворничестве. В течение последующих лет он давал учения в разных странах мира. Эти поездки описываются в книге. В 2009 году он прибыл в Монголию по приглашению президента Ц. Элбэгдоржа. 2 ноября 2011 года Богдо-гегян IX был вновь возведен главой буддистов Монголии. Церемония состоялась в дацане Идгачойнзинлин монастыря Гандантэгченлин.
В книгу вошли также учения и изречения Богдо-гегяна. Интересен раздел, который посвящен воспоминаниям о Богдо-гегяне. Судя по воспоминаниям близких ему людей, его здоровье стало ухудшаться после 2003 года, операции по трансплантации почки (следствие диабета) и инсульта в 2007 году. Богдо-гегян тяжело болел, но его разум оставался ясным до самой смерти. Учителем и самым близким человеком всегда оставался Далай-лама XIV, с которым он был знаком с детства. Богдо-гэгэн оставил письмо, по которому его следующее перерождение будет определять только Далай-лама.
В книге приводится много документов, связанных с деятельностью Богдо-гегяна IX. Книга хорошо иллюстрирована черно-белыми и цветными фотографиями, имеется именной указатель.

Подготовила Кермен ДЖИРГАЛОВА