Алдар ЭРЕНДЖЕНОВ: "4 OIRAD" - не просто бренд, это наше будущее"

23-06-2016, 14:53 | Современник

На сегодняшний день каждый уважающий себя элистинец знает о творческом проекте "4 OIRAD" не понаслышке. Там создают интересные вещи для молодежи в калмыцком стиле, своего рода традиционную калмыцкую одежду в современной интерпретации. Когда-то проект позиционировал себя исключительно как интернет-магазин, но сейчас превратился в полноценный калмыцкий бренд с собственным магазином "4 OIRAD" и может похвастать нарастающей популярностью не только среди молодого поколения, но и среди взрослых представительных людей. Свитшоты с надписью "Kalmykia" и с принтами на тодо бичг, футболки с изображением "номад" и другие идеи, появившиеся благодаря изучению истории о войнах Джунгарии с Цинской империей, калмыцкого узла, тюльпанов, цветущего лотоса, платья в традиционном стиле и многому другому. В связи с планами продвижения калмыцкого бренда на всероссийский рынок нашу редакцию посетил создатель молодежного проекта "4 OIRAD" Алдар Эрендженов. Он рассказал о дальнейших перспективах проекта, своем главном вдохновителе и о том, как сохранить и развить родную культуру, рассматривая этот вопрос через призму всемирной глобализации.

- Алдар, для начала расскажи о себе.
- Я обычный парень, который занимается тем, что нравится, родился в с. Малые Дербеты, но с детства проживаю в г. Элисте. На данный момент учусь в аспирантуре в КалмГУ на историческом отделении и пишу диссертацию. Также веду работу над проектом самоочищающейся от органических загрязнений одежды, благодаря которому получил грант во всероссийском конкурсе "Умник" для реализации данной идеи. Большую часть времени занимает работа над малым бизнесом "4 OIRAD", который приносит мне основной доход. Мне нравится то, что живу и работаю в Калмыкии. Здесь все просто, и можно успеть сделать несколько дел за короткое время. Когда жил и учился в Москве, тратил целый день, чтобы сделать что-то одно. К тому же там я чувствовал себя скованно и некомфортно, поэтому мне больше по душе быть дома вместе с родными и близкими, которых очень люблю и ценю.
- Что тебя подвигло создать первый калмыцкий бренд одежды?
- Все довольно просто. Когда вернулся домой в Калмыкию, то захотел купить новую толстовку, прошелся по местным магазинам и ничего толкового не смог найти. Рынок стараюсь даже не посещать, так как считаю, что там невозможно приобрести качественный товар. Немного позже задумался, что неплохо бы самому попробовать создать толстовку с этнической символикой. Для начала нашел необходимую аппаратуру, покупал "голую" одежду у других производителей и печатал принты на ней дома. В это время мои друзья и знакомые начали интересоваться, помогать мне, а потом и вовсе стали моей основной командой. Чуть позже поняли, что невыгодно покупать вещи у других производителей, поэтому стали брать ткани по заказу из Европы и Турции и шить одежду по собственному дизайну. Теперь всю работу (шитье, печать принтов) мы делаем сами. По прошествии некоторого времени у нас появился магазин и постоянные покупатели, которые ценят наш товар.
- Какова структура деятельности бренда?
- У нас постоянно в наличии есть толстовки и футболки всех размеров. Также каждый год мы выпускаем сезонные коллекции: собираемся всей командой и решаем, что будет нового, "подкидываем" идеи нашему дизайнеру и конструктору, решаем организационные вопросы. После того, как основная работа по шитью одежды закончена, идет "примерка и подгонка". Для коллекции шьем около 10-15 экземпляров на каждый вид одежды. К примеру, для весенней коллекции у нас есть ветровки, бомберы из китайского шелка с яркой расцветкой, кофты-кимоно, эко-сумки, монгольские футболки, четки из лавы. Конечно, в каждом из этих видов присутствует калмыцкая символика. Вдобавок мы организуем вечеринки и различные мероприятия в нашем городе и приглашаем всех желающих.
- Расскажи о своей команде.
- В нашей команде работают пять человек. Наш графический дизайнер Константин Сельдинов занимается разработкой графики одежды. По совместительству он является тату-мастером: набивает рисунки в этническом стиле, силуэты, связанные с буддизмом. Техническими вопросами у нас занимается Очир Боваев, который тоже является аспирантом на инженерном факультете. Моя девушка Гиляна Манджиева шьет одежду и разрабатывает модель будущего экземпляра. Промо и рекламу в онлайн режиме ведет Даяна Болдырева. Я занимаюсь больше организационными вопросами и контролирую деятельность всего проекта. В целом наш состав может меняться, так как приходят новые люди, с которыми нам всегда интересно сотрудничать. Таким образом, у нас налаженный процесс, работа кипит, и вскоре мы планируем выдвигаться на всероссийский рынок, а далее - на международный. Но это не пустые слова, мы действительно работаем над этим.
- У вас свой особый стиль, и это чувствуется. А еще с вами работают прекрасные модели и фотографы.
- Спасибо большое. Мы не проводим специальные кастинги по подбору моделей или фотографов. У нас все открыто и доступно. Все модели и фотографы - это наши друзья и знакомые, которые согласились принять участие в деятельности этого проекта. Либо же мы останавливаем прохожего на улице, который нам понравился, и просим его побыть в качестве модели и получить положительные эмоции от процесса. Думаю, всем нравится быть частью нашего проекта. На самом деле сейчас открывается все больше магазинов с этнической одеждой по всей России, но наш уникален тем, что мы, буддийский регион, и наша культура самобытна и не похожа на другую. Поэтому я верю, что бренд "4 OIRAD" - это будущее Калмыкии. Наверное, слишком громко сказано, но искренне верю в это.
- Назови качества, необходимые руководителю любого творческого проекта.
- Первое - это коммуникабельность, так как приходится общаться с разными людьми, и к каждому надо найти индивидуальный подход. Второе - уметь ставить глобальные задачи, не размениваясь на мелкие. Третье - чувство стиля.
- Какие именно глобальные задачи ты имеешь в виду?
- Я понимаю, что шить и продавать толстовки - не является основой для решения глобальных задач, это не значительный шаг на пути к развитию калмыцкой культуры. Все, что мы делаем для Калмыкии, - это и есть наша культура. Находить старые песни калмыцких певцов или уметь танцевать калмыцкие танцы - здорово, но, я считаю, это не возрождение культуры, а наша национальная принадлежность. Если ты сам напишешь песню на калмыцком языке или на русском о Калмыкии, то уже внесешь определенный вклад в ее развитие. Вдобавок необходимо понимать, что такое "коммерциализация культуры", т.е. она уникальна и самобытна, и люди со всей России интересуются ею. Но мы прячемся под завесой предубеждения и недоверия не только к другим, но и друг к другу. Так нельзя, необходимо научиться зарабатывать на этническом своеобразии, гордиться им, продвигать по всему миру. Сейчас популярна скандинавская культура: снимают фильмы про викингов, изучают языки скандинавских стран, местные группы продвигаются на мировую площадку. Они просто поймали нужную волну и мерно по ней плывут. То есть наша глобальная задача: вывести калмыцкий бренд на новый международный уровень.
- То есть тебя можно назвать истинным патриотом республики?
- Стараюсь избегать этого слова. Мне просто комфортно жить дома, люблю свою родину, всех, кто здесь живет, и именно здесь чувствую себя полноценным. Мне не нравится, когда кто-то бьет себя в грудь и кричит о том, что он патриот, в социальных сетях пропагандируя калмыцкую культуру посредством нескольких репостов. Такой человек ничего не делает для республики, только "молотит языком" и хочет казаться героем в глазах более молодых и незрелых. Но это путь в никуда.
- Кто является твоим главным помощником и вдохновителем?
- Моя девушка Гиляна. Мы делаем все вместе и всегда поддерживаем друг друга. Она мой вдохновитель и человек, которому я полностью доверяю.
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
- Я очень люблю готовить и практически каждый день делаю разные блюда. Могу смотреть кулинарные передачи и запоминать рецепты, а потом дома на кухне творить и получать удовольствие от процесса. Также люблю блюда калмыцкой кухни, но они очень калорийны.
- Каких жизненных принципов ты придерживаешься?
- Заниматься тем, что приносит удовольствие, путешествовать, вкусно готовить, постоянно читать и развиваться, владеть информацией - это мои основные правила, которые я использую каждодневно.
- Расскажи о своей мечте?
- Мне хочется, чтобы на красной ковровой дорожке какой-нибудь всемирно известной премии звезды ходили в одежде калмыцкого бренда "4 OIRAD"!
- Спасибо большое за приятную беседу. Желаем тебе исполнения твоей заветной мечты!

София ЛИДЖИЕВА