Режиссура как образ жизни Саглары Тюрбеевой

15-08-2019, 12:32 | Культура

Наша землячка Саглара Тюрбеева – талантливый режиссер, чьи работы вызывают интерес уважаемой публики. К примеру, на 16-м Международном кинофестивале «Золотой Абрикос» в Ереване её картина «Молокане» вызвала резонанс.
Документальный фильм, снятый нашей землячкой и ее коллегой, продюсером Дмитрием Фроловым, - это история о микросообществе, обреченном на вымирание. В этой киноленте зафиксирована жизнь последних из молокан: стариков, которым некому передать свои традиции, и старух, оплакивающих своих умирающих одного за другим мужчин. (Молокане - русская христианская община, насильно переселенная в Закавказье в середине XIX века.) Саглара любезно согласилась побеседовать с нами и рассказала о себе.
- Расскажите для начала о себе: откуда вы родом, где учились?
- Я родилась в Яшкульском районе, росла в п.Эрмели. В 6 классе переехала в столицу Калмыкии – Элисту, где продолжила обучение в 20-й школе. На улице Улан-Туг был дом моей ээљи (бабушки), где я жила до выпуска из средней школы. Потом поступила в МИИГАиК (Московский государственный университет геодезии и картографии). А спустя несколько лет – училась на Высших курсах кино и телевидения ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова).
- То есть режиссура – это был осознанный выбор?
- Скорее, да. Однажды в офисе «Адидас», где я успела поработать во время студенчества, к нам приехала съемочная группа из MTV. Мы записывали обучающее видео для сотрудников с участием телеведущих. И мне стало интересно: чем еще занимается съемочная группа? До этого, как они нам рассказали, группа побывала в Индии и снимала интервью с Бусловым. Позже я пошла в дизайн-студию Shandesign, где еще больше вовлеклась в процесс видеопроизводства. Наш учитель посоветовал мне продолжить обучение, и я выбрала ВГИК, так как мне хотелось скорее снимать рекламу, короткие зарисовки. Спустя некоторое время я поняла, что не смогу ограничиться только лишь рекламой.
- Фильм «Молокане» назвали провокационным. Почему?
- Таким его воспринимали, учитывая сложную политическую ситуацию между Арменией и Азербайджаном, где мы снимали фильм. Только поэтому. Организаторы поступили смело, включив наш фильм в свою программу.
- Как долго вы снимали этот фильм, и что сподвигло вас взяться именно за эту тему?
- Через знакомых мы познакомились с Дмитрием Фроловым, потомком молокан. Он хотел снять фильм о местах проживания своих предков. Мы с оператором погрузились в изучение, после чего приступили к работе по подготовке к съемкам. В итоге мы трудились чуть больше года.
- Этот фильм можно посмотреть в открытом доступе?
- В интернет-сети он доступен только по закрытой ссылке, которую я не могу никому отправить. Таковы условия договора с компанией дистрибьютором. Но совсем скоро с 20 по 23 августа картину можно будет увидеть в г.Элисте. Точный день пока неизвестен. Элла Манжеева пригласила нас в рамках летней киношколы.
-У вас есть идеи фильма о Калмыкии?
-Конечно. Особенно мне хочется поснимать, когда нахожусь на родине. Я писала сценарии к короткометражкам, но дальнейшего развития они пока не получили. Когда наша известная землячка, режиссер Элла Манжеева организовала сессию по кинопроизводству в Калмыкии в мае 2017 года, где я также принимала участие, были написаны получасовые работы, коммерческие и репортажные.
- Что вам нравится в вашей работе?
-Процесс создания чего-то нового, индивидуального: от написания сценария до монтажа. Это такое тихое счастье, когда соединяешь в одно, на первый взгляд, несочетаемое. Новое пространство и новая реальность. Человек может заглянуть сюда и побывать в этом, почувствовать новые ощущения, возможно, что-то вспомнить, вдохновиться или понять обратное своим убеждениям.
- Все же режиссура – это ваша работа или хобби?
- Ни то, ни другое. Это мой образ жизни. Режиссурой я живу. Когда вижу что-то необычное, красивое, захватывающее, думаю, как это лучше снять. Еще я думаю, что увлечённость как-то передается на генном уровне. Моя бабушка, Булгун Отямишевна Сохорова, была летчицей, сильной, волевой женщиной. Думаю, что через гены передается код, который работает в потомках. Она не видела границ своим пределам, считала, что нет ничего невозможного. Наверное, я унаследовала это у неё.
- Вы работаете над чем-нибудь сейчас?
- Да, но свои идеи пока не разглашаю.
- Спасибо за беседу, Саглара, творческих вам побед!

Татьяна ЦУРЮМОВА