ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА

05-12-2019, 10:17 | Общество

Действующий ныне Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия - это высший представительный и законодательный орган, важнейший государственно-правовой институт, главная функция которого состоит в системе реального разделения властей в осуществлении законодательной власти.
Верховный Совет Республики Калмыкия девятого созыва на последней исторической сессии, состоявшейся 30 апреля 1993 года, принял Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Калмыкия – Хальмг Тангч.
Первое изменение касалось системы органов государственной власти – упразднялись Советы народных депутатов Калмыкии. Принимается закон о высшем органе – Парламенте в составе 25 депутатов.
Верховный Совет РК – ХТ в тот же день, в соответствии со статьей 92 Конституции Республики и Конституционным законом «О государственной власти Республики Калмыкия – Хальмг Тангч», сформировал Парламент РК-ХТ на переходный период в составе 25 человек из числа народных депутатов Верховного Совета республики девятого созыва.
Парламент республики, созданный на переходный период, проработал 18 месяцев. За это время он провел 24 сессии и принял 218 нормативных актов и 36 законопроектов.
Затем, 18 октября 1994 года, на основе Конституции РФ 1993 года впервые был избран Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия. С этого времени начинается отсчет зарождения калмыцкого парламентаризма. Народный Хурал первого созыва заложил основы республиканского законодательства. Он формировался в непростых политических и социально-экономических условиях. Зарождалась новая государственность России, создавались устройство федеральных и региональных органов государственной власти, гарантии прав человека, условия для развития субъектов Российской Федерации. Новая Конституция РФ наделяла регионы функциями собственного правового регулирования. В соответствии с Конституцией России Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия определило систему государственного управления республики, статус и полномочия органов государственной власти.
Что касается законотворческой деятельности депутатов второго созыва (1998 - 2003 гг.), то указанный период также характеризовался финансовым и экономическим кризисом в стране. Поэтому Парламенту приходилось создавать и совершенствовать систему республиканских законов, упорядочивать правовое поле региона, принимать законы, работающие на развитие экономики, улучшение жизни граждан республики.
Благодаря принятым законам, была проведена газификация населенных пунктов, построены предприятия стройиндустрии, перерабатывающей промышленности, спортивные сооружения и объекты соцкультбыта, введено в строй свыше 600 км дорог с твердым покрытием. Одним из показателей произошедших в экономике положительных сдвигов стал рост налоговых поступлений, перечисляемых республикой в федеральный бюджет.
7 декабря 2003 года был избран депутатский корпус Народного Хурала (Парламента) РК третьего созыва. Калмыкия была одним из первых субъектов РФ, где после вступления в силу нового закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме» были проведены выборы в законодательный орган республики по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе с применением списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями.
Народные избранники активно занимались совершенствованием бюджетных отношений и обеспечением экономического развития республики, правовым регулированием вопросов государственного строительства, развитием местного самоуправления, законодательным обеспечением решения социальных вопросов, укреплением гарантий обеспечения и защиты прав граждан. Депутаты проводили полноценную законотворческую работу по созданию и совершенствованию правовых актов по важнейшим сторонам жизнедеятельности республики.
Депутаты четвертого созыва (2008-2013 гг.) основной акцент в законотворческой работе уделяли решению задач по развитию республики, обеспечению взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными и политическими организациями Республики Калмыкия.
Главным направлением работы оставалось общее повышение качества жизни населения, которое обеспечивалось за счет совершенствования бюджетной политики, создания правовой базы, регулирующей социальную сферу и экономическое развитие региона.
Законотворческая деятельность депутатов была направлена на реализацию наказов избирателей, решений руководящих органов по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны и Республики Калмыкия. Деятельность депутатов была сконцентрирована на законодательном обеспечении реализации задач, обозначенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, разработке мер по обеспечению социальной стабильности и улучшению качества жизни населения Республики Калмыкия.
Другим важным направлением работы являлось создание правовой базы, регулирующей социальную сферу, вопросы поддержки института семьи, отдельных категорий граждан, жилищное строительство.
Приняты Законы РК, касающиеся расширения круга лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Республики Калмыкия» и увеличения социальных выплат с 300 руб. до 500 руб., а также предусматриваюшие предоставление субсидий молодым учителям в возрасте до 35 лет. В интересах сельхозтоваропроизводителей, проживающих в населенных пунктах, входящих в состав г. Элисты (п. Аршан, п. Максимовка, п. Салын и п. Лола), рассмотрена законодательная инициатива Элистинского городского Собрания, направленная на реализацию государственных полномочий в сфере поддержки сельскохозяйственного производства органами местного самоуправления г.Элисты.
Много добрых дел на счету депутатов пятого состава (2013-2018 гг.), проявлявших активность в законотворческой деятельности. Высокую оценку им дал в 2016 году на конференции в г.Ростове-на-Дону председатель Южно-Российской парламентской ассоциации, который отметил, что от калмыцких парламентариев исходят «самые позитивные и эффективные предложения».
Пятый созыв Парламента, несмотря на наличие в их рядах четырех фракций («Единая Россия», КПРФ, «Гражданская платформа и «Патриоты России»), запомнился уважительным отношением друг к другу и конструктивизмом при обсуждении даже самых острых вопросов. Во время дискуссий учитывалось мнение каждого депутата, народные избранники стремились вести их демократично. Так, А.Козачко, спикер Парламента, представлял «Единую Россию», его заместитель – КПРФ. Комитетом по социальным вопросам руководил «единоросс», а заместителем был представитель «Патриотов России».
Много нужных и важных решений приняли депутаты пятого созыва. Например, 13 ноября утвердили как День памяти погибших воинов 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, в составе которой, между прочим, воевали не только калмыки, но и русские, чеченцы, ингуши, казахи и другие народы. Это решение было воспринято в республике с большим удовлетворением и благодарностью к Парламенту.
В настоящее время в Народном Хурале работают депутаты шестого созыва, избранные 9 сентября 2018 года. Состав Парламента состоит из трёх фракций: «Единая Россия» (21), КПРФ (4), «Справедливая Россия» (2).
Несмотря на непродолжительный срок работы, парламентарии зарекомендовали себя инициативными и профессиональными депутатами, принявшими ряд серьезных законов, оказавших судьбоносное влияние на состояние и развитие Республики Калмыкия. Среди них особо стоит отметить принятый закон Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Приоритетное место в бюджете по-прежнему занимают социальные программы – около 70 % в структуре расходов государственных программ. В основном, это государственные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры, социальную поддержку и социальное обслуживание населения, поддержку спорта и физической культуры, молодежи, обеспечивающие занятость населения и формирование доступной среды.
Более 25% бюджета составляют расходы по программам, направленным на развитие агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, поддержку малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, за указанный период завершился этап становления республиканского Парламента. И сегодня можно с уверенностью сказать, что Народный Хурал (Парламент) РК состоялся как значимая часть государственной власти, действующая в системе разделения власти. Парламент республики в целом справился с основной и сложной миссией, поставленной перед ним: формированием и совершенствованием законодательства, необходимого для решения социально-экономических и духовных проблем в республике. Народным Хуралом (Парламент) РК за короткий срок заложен правовой фундамент, позволивший провести ключевые государственные, общественно-политические и социально-экономические преобразования в республике.

Очир БЕМБЕЕВ