Следую за своей мечтой...

10-06-2020, 18:19 | Общество

В этом году государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» отмечает свое 30-летие. Без преувеличения можно сказать, что вся Калмыкия гордится заповедной территорией – единственным местом в России, где обитают степные антилопы-сайгаки. В преддверии юбилейной даты корреспонденты «Хальмг ўнн» взяли интервью у директора заповедника Батаара УБУШАЕВА.
– Батаар Иванович, позвольте, прежде всего, поздравить вас и весь коллектив со значимой датой – 30-летием со дня основания заповедника «Черные земли»! В связи с этим сразу же первый вопрос: что для вас и для коллектива заповедника в целом значит этот юбилей? С какими мыслями и чувствами вы встречаете его четвертый десяток?
– Спасибо большое за поздравления! Для заповедника и всех нас, чья жизнь связана с природой калмыцкой степи и ее охраной, это огромная веха. И встречаем мы четвертый десяток с радостью, оттого, что видим, наши усилия не напрасны, а это самое главное. Еще мы полны оптимизма. Надо сказать, что многие люди, с которыми работаю, оптимисты по жизни, как и я. Это очень помогает в нашем общем природоохранном деле, чему я, конечно, несказанно рад.
– Как вы оцениваете пройденный заповедником путь? Какие достижения, по вашему мнению, главные?
– Путь, продолжающийся вот уже 30 лет, однозначно легким не был. Вообще, когда речь заходит о жизненном пути, невольно люди начинают думать и о результатах этого пути, достигнутых точках, так сказать. Касаемо заповедника, могу отметить, что где-то движение вперед было динамичным, где-то же – довольно медленным. И на то есть разные причины. Здесь необходимо помнить, что, как и многие заповедники нашей страны, заповедник «Черные земли» был образован в критический момент, когда калмыцкая степь была истощена: из-за перевыпаса скота образовались подвижные барханы; значительно снизилась численность сайгаков. Поэтому перед руководством новоиспеченной ООПТ (особо охраняемая природная территория – прим. автора) стояли довольно непростые задачи: сохранение биологического разнообразия (в первую очередь, охрана сайгака), восстановление утраченных пастбищ, борьба с опустыниванием, на что требуется далеко немало времени. Последние годы, за которые в ответе я, как руководитель, заповедник развивается плавно: об этом говорят результаты нашей общей работы, главной целью которой является увеличение численности степной антилопы-сайгака, обитающей в России только в Северо-Западном Прикаспии.
Приведу цифры для большего понимания серьезности угрозы, которая настигла реликтовое животное. В 1950-60-е годы степных антилоп насчитывалось от 800 тысяч до 1 миллиона особей. Эту цифру и представить сложно! Огромные стада сайгаков пересекали бескрайнюю степь. К моменту образования заповедника в 1990 году популяция насчитывала уже 160 тысяч сайгаков. После 1996 года численность сайгаков стала снижаться с неимоверной скоростью. И положительной динамики не было до 2015 года, когда сайгаков стало, подумайте только, около 3,5 тысячи. На сегодняшний день в популяции насчитывается около 8 тысяч животных, т.е. за пять последних лет она возросла чуть более чем в два раза – по нашим меркам, это хороший результат. Думаю, это и есть наше главное достижение. А еще нам удалось полностью восстановить половозрастную структуру популяции: у нас 16% рогалей, где-то около 38–40% молодняка, остальные – самки. Это очень гармоничный баланс. Теперь главное для популяции – её не трогать, и она пойдёт в рост дальше.
– Вы сказали о годах, за которые в ответе. Для вас 2020 год вдвойне юбилейный: в марте этого года исполнилось 5 лет, как возглавляете заповедник. Как прошла ваша первая пятилетка?
– (Некоторое молчание) Продуктивно… (с улыбкой). Да, именно так.
– А что для вас счастье?
– Заниматься любимым делом. Жить им. Мечтать в профессии, и что самое важное – двигаться к своей мечте.
– Кажется, я понимаю, о чем вы сейчас – о куланах? (в одном из интервью газете «Хальмг ўнн» Батаар Убушаев на вопрос о мечте ответил «завести в Калмыкию куланов, частично возродить древнюю степь» - прим.)
– Не только о них. Главная мечта – возродить, хотя бы частично, древнюю степь с её обитателями – сайгаками, куланами, дикими лошадьми Пржевальского.
– Откуда вы черпаете силы? Не сразу удалось связаться с вами и договориться о встрече. Вы практически всегда в разъездах.
– Думаю, я уже привык к такой передвижной жизни. Сказать, что устаю от работы, не могу, ведь степь – моя стихия, и здесь я чувствую себя очень органично. Усталость порою чувствую только физическую, и восполнить энергию мне помогает сама природа.
– Батаар Иванович, к чему стремится заповедник в настоящее время?
– Если масштабно, то к восстановлению численности сайгаков и сохранению дикой степи как экосистемы в целом, в этом и заключается наша основная работа. К сохранению степи как уголка дикой природы с ее животными и растениями. Мои коллеги, как и я, верим в наше общее дело. Еще мы хотим частично восстановить в «Чёрных землях» поголовье представителей древней степной и полупустынной фауны – куланов. До XVIII века куланы обитали на степных просторах между Доном и Волгой. Калмыки были знакомы с куланами не понаслышке, этому есть разные свидетельства, в том числе куланы упоминаются и в устном поэтическом творчестве калмыков, эпосе «Джангар». Парадоксально, что в нашей стране этих представителей рода лошадей нет уже почти сто лет: последний кулан был зафиксирован в 1926 году в Забайкалье, при этом кулан до сих пор включен в Красную книги России.
– Временной отрезок в сто лет, подумать только, это ведь вечность! Наверняка, вы уже встречались со скептической точкой зрения на этот счет?
– Не без этого, конечно. Но я бы не предпринимал каких-либо действий, если бы у меня не было знания того, что восстановить поголовье куланов в калмыцких степях возможно.
– Вы рискованный человек?
– Скорее, нет. Мой риск чаще всего бывает обоснован. И потом, я придерживаюсь такого правила в жизни: надо рисковать ради того, что важно.
– Какое самое яркое воспоминание у вас за годы работы в заповеднике?
– Их было много… К примеру, это наши первые работы с фотоловушками, когда нам впервые удалось подсмотреть за тайной жизнью животных; это и распутывание браконьерских уловок по горячим следам; и первая встреча с министром природных ресурсов и экологии РФ Дмитрием Николаевичем Кобылкиным, когда на всероссийском совещании директоров в Сочи он вдруг решил напрямую обратиться в зал, в котором сидело около 200 руководителей, и первому задал вопрос именно мне, так как был наслышан о проводимой нами работе по восстановлению популяции сайгаков.
– Что в заключение вы могли бы сказать или пожелать нашим читателям?
– Быть терпимее и добрее друг к другу. А еще быть благодарными степи, беречь и охранять её.
– Батаар Иванович, спасибо большое вам за интересную беседу. Процветания заповеднику! Пусть нашу степь вновь бороздят стада сайгаков и населяют куланы!

Занда БАСХАМЖАЕВА
Фото Г.Лиджиева



Следую  за своей мечтой...
Следую  за своей мечтой...
Следую  за своей мечтой...
Следую  за своей мечтой...
Следую  за своей мечтой...