COVID-19. Вызовы и решения: опыт региональных СМИ

11-01-2021, 16:29 | Общество

Пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020-м году стала одним из серьезных испытаний не только для властей всех уровней, граждан, но она кардинально повлияла и поменяла работу всех СМИ в стране и мире. О ситуации, в которой оказались СМИ, свидетельствовали заголовки материалов разных изданий, в которых единодушным было мнение, что пандемия стала «…серьезной встряской для СМИ, тестом на устойчивость и профессионализм» (https://www.kp.ru/daily/217195/4303943/), «СМИ в новой реальности: как медиа справляются с последствиями пандемии» (https://newizv.ru/news).

«По разным данным, 70-95% всех материалов, которые производят СМИ по всему миру с января 2020 года, так или иначе посвящены коронавирусу.
…Это изменило отрасль. Мир захлестнула инфодемия: люди в режиме реального времени следят за ростом количества заболевших, выздоровевших, умерших. Ищут информацию о том, как выявить симптомы, как лечиться, когда будет создана вакцина, кто и когда закрыл и откроет границы».
В новых условиях, связанных с COVID-19, оказались и региональные СМИ. Республика Калмыкия, входящая в Южный Федеральный округ, как и все регионы, включилась в общую информационную кампанию. Сегодня медиапространство Калмыкии включает в себя ВГТРК ГТРК «Калмыкия» (http://vesti-kalmykia.ru/), Автономное учреждение Республики Калмыкия «Республиканское информационное агентство «Калмыкия» – медиа-холдинг, основанный 10 декабря 2014 года. В него, кроме журнала «Байр» и газеты «Байрта», литературно-художественного журнала «Теегин герл», входят республиканская общественно-политическая газета «Хальмг үнн» (http://halmgynn.ru/), Национальное телевидение Калмыкии (НТК), редакция сайта «РИА «Калмыкия» (https://riakalm.ru/) и 13 муниципальных газет (по одной газете в каждом из районов Калмыкии). Кроме них, издается городская газета «Элистинская панорама» (http://элиста-панорама.рф/), учредителем которой является администрация г.Элисты, и республиканская интернет-газета «Степные вести» («Теегин зянг») – сетевое издание «TEGRK.RU» (http://tegrk.ru/), а также частные издания: «Элистинский курьер», «Известия Калмыкии» и другие. Практически все указанные СМИ представлены в региональном сегменте социальных сетей.
Освещение вопросов, связанных с пандемией, изменило, прежде всего, содержание местных изданий. Ведущими во всех региональных СМИ без исключения стали рубрики «Актуально», «Стопкоронавирус», «Оперштаб Калмыкии сообщает», «Здравоохранение», «Коронавирусная инфекция», COVID-19 и другие.
В информационных выпусках местного телевидения стали ежедневно появляться официальные данные о КВИ, которые сопровождались графическим изображением с цифрами и фактами по COVID-19. В числе главных тем стала публикация оперативных данных на каждый день о количестве заболевших, выздоровевших и умерших. СМИ старались рассказывать о врачах и медсестрах, работающих в «красной зоне», и трудностях, с которыми приходится им сталкиваться.
Все СМИ региона активно освещали вопросы, связанные с выплатами в период пандемии, о волонтерах, помогающих людям, нуждающимся в моральной и материальной поддержке, о работе местных госпиталей, о предпринимателях, оказывающих поддержку врачам, населению, предприятиям, в том числе больницам и госпиталям.
Главным в повестке дня стал вопрос «Где можно получить оперативную и достоверную информацию о ситуации с коронавирусом?». Кроме федеральных сайтов (www.стопкоронавирус.рф.), спецчата Яндекса, специальных сайтов Министерства здравоохранения РФ и Роспотребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru), были приняты дополнительные меры по работе с населением в условиях пандемии. Уже 19 марта начал свою работу Региональный оперативный штаб Калмыкии, которым было создано сообщество «Коронавирус. Калмыкия» в мессенджере Viber (https://vb.me/kalmykia), где также можно было оперативно получать последние данные о заболевших, актуальную статистику и новости о решениях калмыцких властей.
Оперштаб создал также официальный паблик в Яндекс-чате.
Оперативная информация ежедневно обновлялась на сайтах www.стопкоронавирус.рф и www.доступвсем.рф. Также гражданам можно было задавать вопросы по телефону «горячей линии»: 8-800-200-01-12 и телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43 в круглосуточном режиме.
Информация о ситуации с COVID-19 и мерах по противодействию его распространению ежедневно публикуются на официальных ресурсах Главы Республики Калмыкия (glava.region08.ru/en.html), Минздрава РК (http://minzdrav.kalmregion.ru). Наряду с официальным сайтом Главы Калмыкии органы исполнительной власти, включая правительство республики, все администрации муниципальных районов и администрацию г. Элисты на своих официальных сайтах и официальных страницах в социальных сетях (Инстаграм, Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, частично, Твиттер) и мессенджерах («Telegram», «Viber») ежедневно размещают оперативную информацию о ситуации с КВИ, методические рекомендации федерального Минздрава и Роспотребнадзора, иную необходимую информацию. Были созданы группы «Коронавирус. Оперштаб Калмыкии» на площадках «Яндекс», «Вконтакте», «Telegram», «Viber».
Также налажено взаимодействие с неофициальными СМИ региона – пабликами «Доска позора», «Elista.org», «Калмыкия ньюс», «Калмычка» и другими, которые публикуют необходимую информацию, связанную с профилактикой Ковид.
Популярной в региональном медиапространстве, представляющем медиа «ВКонтакте», является группа, не связанная с традиционными СМИ, – «Подслушано Калмыкия» («ПК»). Это неудивительно, поскольку еще в 2018 году «ВКонтакте» стала «…наиболее популярной социальной сетью в России…Каждый город, независимо от численности его населения, имеет как минимум одну, а чаще несколько групп в этой социальной сети».
«Подслушано Калмыкия» работает по принципу форума, их основная цель – общение подписчиков, совместный поиск решения различных проблем. При этом «ПК» ориентирована на социальную коммуникацию. На самом деле, если главная задача официальных СМИ – информировать подписчиков, то сетевых сообществ – общение.
Паблики и сообщества регионального сегмента (калмыцкие площадки) Вконтакте, как тип новых медиа, показали эффективность, участвуя в процессах информирования общества по вопросам коронавируса. Новые социально-ориентированные медиа становятся популярными, благодаря своей нацеленности на максимальную близость к читателю, простоте общения, доступности информации не только в текстовом оформлении, но и эмоциональном наполнении.
Иван Засурский, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, считает, что «Пандемия была медиа-событием… СМИ выиграли с точки зрения того, что у людей вызывало больше внимания. Телевидение и Интернет выступили бенефициариями, в отличие, например, от кинотеатров». Региональный опыт деятельности СМИ разного уровня подтверждает этот вывод.
Раиса ДЯКИЕВА,
доктор педагогических наук,
профессор, завкафедрой калмыцкой литературы и журналистики КалмГУ;
Олег СЕВЕРЦЕВ, замначальника отдела Управления по внутренней политике администрации Главы РК