Джомба для Магомедрасула

28-01-2021, 09:51 | Общество

Октябрьский район образован в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1977 года, принятым в целях реализации постановления ЦК КПСС и Совета Министров ССР от 6 мая 1977 года» О мерах по дальнейшему развитию рисосеяния и кормопроизводства в Сарпинской низменности Калмыцкой АССР».
На объявленную в те времена прошлого столетия всесоюзную стройку приехала молодежь со всей страны. Так образовался, наверное, самый многонациональный район нашей республики.
«В Калмыкию, а именно в поселок Большой Царын, мои родители, Валерий и Людмила Абих, переехали из Северного Казахстана в 1996-м году, - рассказывает Яна Мусагаджиева. - Я из интернациональной семьи: мама - русская, у папы в роду есть казахи и немцы. Фамилия у нас немецкая. Когда жили в Казахстане, отмечали, в то время был Советский Союз, и казахские и русские праздники. Я помню, когда мы приехали в Большой Царын, я училась в 5-м классе. Что подвигло родителей на переезд? Знаете, тогда начался распад СССР, Казахстан получил суверенитет, была перестройка. И в этот тяжелый период родители выехали в Россию. Какие-то знакомые родителей пригласили их в Калмыкию, с тех пор здесь и живем. Родителей моих уже нет в живых, ушли по болезни: сначала умерла мама, потом – папа. Окончила я Большецарынскую среднюю школу №1, поступила в педколледж им. Х. Б. Канукова в г. Элисте, параллельно заочно училась в Московской академии экономики и права на экономическом факультете. Вернулась работать домой. Немного поработала в школе №1, где училась, затем - в соцзащите. Всегда была внештатным секретарем Октябрьской территориальной избирательной комиссии. В июле 2020 года меня назначили председателем Октябрьской ТИК».
Свою семью Яна Валерьевна тоже называет интернациональной. История их семьи с Магомедрасулом Мусагаджиевым началась 12 лет назад.
«Муж мой - даргинец. Его родители приехали в Калмыкию еще молодыми из Дагестана и всю жизнь проработали на животноводческой стоянке совхоза «Мирный». Он здесь родился, младший в своей многодетной, а их 10 братьев и сестер, семье. В Мирном же окончил школу. Познакомились мы с ним когда я училась в 10-м классе. Я тогда занималась танцами в кружке при ДК и танцевала в группе «Альянс». Мы готовились к какому-то мероприятию, кажется, к встрече гостей из Яшкульского района, и репетировали большую праздничную программу, а он исполнял народный танец. После учебы работала, продолжали дружить. В 2011-м году зарегистрировали свой брак. Свадьбы как таковой не было, дочери уже было почти три года. Скромно, по-семейному, отметили это торжество. Конечно, у них свои праздники национальные, обычаи, обряды, все-таки интересно жить и изучать традиции семьи любимого и родного тебе человека. Живем неплохо, у нас трое детей, старшая дочь Ангелина учится в 6-м классе, сын Артур – во 2-м классе, младшему Эмиру два года. Имя дочери выбирала я, так договаривались, для сыновей – выбирал муж».
Наверное, все так сошлось, чтобы жить интернациональной семьей, считает Яна: «У нас даже круг общения такой интернациональный: и казахи, и калмыки, и ингуши, потому что все здесь выросли, дружили, общались, создали семьи, отмечаем и русские, и калмыцкие праздники. Муж обожает калмыцкий чай и борцоки, и все время настаивает, чтобы я готовила джомбу. И пасху делаем, яйца красим, готовлю и национальные блюда. Родители мужа меня приняли хорошо, живем дружно. Животноводческая стоянка родителей располагается недалеко от райцентра, приезжаем к ним на выходные, я уважаю их возраст. На национальной почве уж точно никаких трений нет. Наверное, это судьба. Я часто задаю себе вопрос: «Почему мои родители сюда приехали? А муж считает, если бы они не приехали, то мы не встретились бы. Думаю, наверное, да. Действительно, у нас очень дружелюбный народ, здесь проживают люди многих национальностей, и всегда дружны. Мне кажется, это хорошо, не вижу ничего плохого в том, что сейчас много смешанных браков. Я, например, познаю культуру другого народа и это интересно. Семья мужа – большая дружная, и все в основном проживают здесь. Занимаются разведением скота, у отца мужа на стоянке есть сад. Отцу 76 лет, и он любит заниматься огородом, садом. В степи он вырастил фруктовый сад, ухаживал, экспериментировал над саженцами, прививал…».
Не было у Яны и языкового барьера: «Когда приезжаем к родителям, они с сыном разговаривают на своем. Я столько лет прожила, понимаю только обиходные слова, а говорить не могу. А дети, как губки: они внимают, маленькими повторяли даргинские слова. Сыновья, особенно средний, очень хорошо танцуют лезгинку, и всегда кричит: «Я – даргинец!».
Каждый год бываем на родине мужа, там дом родителей, дети знают своих родственников, выезжаем на море… Так, в принципе, и живём…».

Вера МАНЖУСОВА