«Эй, вратарь, готовься к бою!»

11-03-2021, 15:20 | Общество

Когда иногда где-то слышу песню, слова из которой вынесены в заголовок интервью, всегда вспоминаю первого вратаря элистинского «Уралана» Александра Очирова, потому что впервые услышал эту песню, будучи школьником во второй половине 60-х годов прошлого века.
Тогда на элистинском стадионе «Спартак» команда «Уралан» играла товарищеский матч с ветеранами сборной СССР. В воротах хозяев в том матче стоял Александр Очиров. Вообще, когда речь заходит о нем, то часто приходится употреблять слово «первый». Завтра почетный гражданин Республики Калмыкия, отличник физической культуры РСФСР, заслуженный работник физической культуры РСФСР, кавалер почетного знака «За заслуги перед г. Элистой» Александр Манджиевич Очиров отмечает свой 85-летний юбилей. С ним беседует наш корреспондент.
– Александр Манджиевич, поздравляю вас с юбилеем! Примите наилучшие пожелания также от читателей нашей газеты!
– Спасибо вам большое за пожелания и что не забываете меня.
– Какой из юбилеев для вас стал самым памятным?
– Пожалуй, это день моего 65-летия, потому что на него съехались все мои друзья-футболисты, те, кто в разные годы играл со мной в «Уралане», а также бывшие мои воспитанники. В тот день на поле стадиона «Уралан» они вышли сыграть между собой. Сформированные команды мы условно назвали «Гости» и «Хозяева». За «гостей» вышли на поле: Владимир Константинов, Виктор Арнаев, Анатолий Коваль, Александр Скрынников, Николай Шовгуров, Михаил Константинов, Александр Борзенко, Леонид Кисличенко, Степан Мороз, Шамиль Исаев, Владимир Якут, Сергей Золотовский, Валерий Зубаков и Юрий Бадмаев. Тренером являлся ваш покорный слуга. За «хозяев» выступили: Геннадий Эвенов, Сергей Пода, Геннадий Гончаров, Виктор Лиджиев (тренер), Басан Исеев, Николай Альчинов, Игорь Моисеев, Андрей Халтурин, Эрдни Мучаев, Бата Хулхачиев, Вячеслав Хван, Александр Бадма-Халгаев и Тимофей Сасыков.
Позже на банкете мы только и вспоминали эпизоды из нашего футбольного прошлого. Пришли к единодушному мнению: мы жили футболом, любили его, футбол был для нас ни много ни мало – жизнью!
– А правда, что вы являетесь первым калмыком, которому довелось сыграть в международном матче?
– И пока что единственным, за исключением зарубежных калмыков.
– Вы также – первый калмык, кто играл вратарем и работал тренером элистинского «Уралана». Как часто вспоминаете эти годы?
– Это приятные воспоминания. Особенно сейчас. Когда из-за коронавируса действует много ограничений.
– Как вы стали вратарем?
– Я с детства играл в воротах. В армии тоже был вратарем. И, когда создавался «Уралан», вопрос о том, кого ставить в ворота, не стоял. Кстати, в армии и сыграл в первом международном матче. Я служил в Красноярском крае и постоянно принимал участие в первенстве этого региона. В турнире соревновались 16 команд: 8 гражданских и 8 армейских. И наша команда часто становилась чемпионом края. В 1959-м году в г. Красноярск приехала сборная Китая, чтобы встретиться с нашей командой. Я играл первый тайм, который завершился нулевой ничьей. Во второй половине матча меня заменил другой вратарь. В итоге матч завершился вничью – 1:1. Так я стал первым калмыком, сыгравшим в матче международного уровня.
– На ваших глазах формировалась первая профессиональная команда «Уралан». Расскажите об этом.
– В 1957-м году, когда калмыки вернулись домой из Сибири, никакой команды не было. Она появилась позже, в 1958-м году, на предприятии «Автобаза № 9» треста «Калмстрой». Вначале это была команда «Строитель». Название «Уралан» ей дал руководитель автобазы Александр Борисович Очиров. В команде я стал играть в 1960-м году, после демобилизации из армии. «Уралан» был постоянным победителем республиканских турниров. Мы тогда все работали в тресте «Калмыкстрой», и нас, футболистов, после обеда освобождали от работы. Вторую половину дня мы посвящали тренировкам и играм. А с 1966-го по 1970-й год «Уралан» стал выступать в первенстве СССР, в классе «Б». И все это время я был его вратарем. Со мной тогда играли Володя Манджиев, Жора Мукабенов, Вадик Богданов, Володя Никулин, Володя Борисенко и другие. Мы все были дружны. Особую дружбу я водил с Володей Манджиевым. Многих уже, увы, нет, в том числе и Володи.
– Среди болельщиков его называли Модуном? Почему?
– Потому что был крепким, как дуб. От него, как горох от стенки, отлетали соперники.
– Когда прозвища давали болельщики, они становились вторым именем человека. Можете вспомнить об этом?
– Володю Никулина называли Патрис Лумумба, потому что цветом кожи был похож на африканца. Жору Мукабенова болельщики нарекли Чичрдг. Жора, когда владел мячом и хотел обыграть соперника, то начинал трястись всем телом. Валеру Хаджинова называли Немой: он был молчуном, не любитель общаться.Володю Кевралетина многие из нас с уважением звали Сапожником. Это была его вторая профессия. Чинил нам бутсы.
– Помните свой последний матч за «Уралан»?
– Конечно. Это произошло в г.Астрахани. Потом работал тренером в группе подготовки резерва «Уралана». Поработав в этой должности несколько лет, перешел помощником главного тренера «Уралана». В этом амплуа довелось сотрудничать со многими тренерами: Петровым, Кузьменко, Котовым, Лариным. В те годы кандидатуру на пост главного тренера назначало бюро обкома партии. Когда в 1983-м году Ларин уходил из «Уралана», у него спросили, кого он видит своим преемником. «Очирова», – ответил Ларин. Так я стал первым наставником-калмыком команды «Уралан». В должности главного тренера проработал пять лет, с 1979-го по 1984-й год.
– Что вы сейчас думаете о том времени?
– Я с благодарностью вспоминаю годы, проведенные в «Уралане». Счастлив, что мне довелось принимать участие в возрождении калмыцкого футбола, играть за главную команду Калмыкии. С нашим участием «Уралан» из обычной городской стал командой мастеров класса «Б», затем мы вошли в третью лигу, а потом пробились во вторую лигу отечественного футбола. Футбол подарил мне много друзей, знакомых, эмоции, переживания. Я благодарен судьбе за это!

Василий ШАКУЕВ