«Скрипка над Невой»

11-03-2021, 15:28 | Общество

В Доме офицеров Западного военного округа состоялся концерт классической музыки «Скрипка над Невой» скрипачки Амулан Очировой, заслуженной артистки Калмыкии, и композитора Сергея Осколкова, заслуженного деятеля искусств России.

Имя Амулан Очировой хорошо известно в Калмыкии. Она не раз выступала в самых разных залах республики, в том числе в районных Домах культуры и в совсем небольших сельских клубах, радуя земляков чудесными звуками волшебной скрипки. В Санкт-Петербурге Амулан преподаёт в Государственной консерватории, в старейшем музыкальном академическом учебном заведении России. Её высоко ценят коллеги-музыканты, ученики и зрители.
Прошлый год для всех получился непростым. Музыканты были вынуждены отказаться от концертной деятельности, а преподавание в консерватории перешло в режим удалённого обучения. И концерт в Доме офицеров, к тому же в дни праздника Цаган Сар, был воспринят известной скрипачкой с радостью. Это выступление – часть программы «Встречи по пятницам в Офицерском собрании» в историческом Дубовом зале Дома офицеров, известном изумительной акустикой. Огромные портреты Суворова и Кутузова взирают со стен на потомков, которым они принесли славу и честь народа-победителя.
Вместе с Амулан выступил Сергей Осколков, потомственный композитор, начавший обучение под руководством деда. Вся его семья музыкальная: супруга преподаёт музыку, сыновья, Сергей и Александр, как и отец, сочиняют музыку. Сергей Осколков – популярнейшая в Петербурге личность, каждое лето он проводит открытые музыкальные фестивали во дворцах Петергофа, Ораниенбаума и Стрельны, и его концерты собирают особенную публику, людей мира искусства: музыкантов, поэтов, художников, ценителей прекрасного.
Особенной была и программа концерта в Доме офицеров. Амулан выбрала редкое и малоизвестное произведение композитора Жоржа Бизе под названием «Три пьесы» для скрипки и фортепиано («Апрельская песня», «Старинная песенка» и «Пастораль»), свежие и жизнерадостные, полные старинного национального колорита. В них звучит пробуждение природы в дни нарождающейся весны, когда в саду всё трепещет и поёт, и дикий ландыш пробуждает в лесу любовь, а апрель рассыпает белые ромашки… Поэтичная мечтательность прованской народной мелодии переливалась, искрилась, лилась вслед смычку Амулан, рояль заполнял пространство свежестью просыпающейся природы. Скрипка звучала живо и игриво, рояль был настойчив, но нежен, юность и любовь прозвучали в каждой ноте, в каждом движении смычка. «Три пьесы» Бизе отзывались в сердце слушателей ощущением скорой весны, оставляя на их лицах улыбки.
Кроме пасторалей Жоржа Бизе, Амулан Очирова и Сергей Осколков сыграли другие национальные пьесы: «Румынские народные танцы» Белы Бартока, «Славянские танцы» Антонина Дворжака и три пьесы Фрица Крейслера («Маленький венский вальс», «Цыганка» и «Синкопы»). Со стены Дубового зала на музыкантов смотрел генералиссимус Суворов, и его героические гренадёры преодолевали Сен-Готардский перевал, казалось, скатываясь прямо на приоткрытую крышку рояля. Всё вместе создавало живую и ясную картину настроения и чувства музыкантов – эти народные танцы, живые и красивые, отголосок стремления к свободе, мечты оторваться от земли.
Концерт вёл Сергей Осколков, в диалоге со слушателями, живо отзывавшимися на каждую его реплику. Его творческая энергия ярко раскрылась в Сонате №3 для скрипки и фортепиано, посвященной им Амулан. Они давно знакомы и часто выступают в различных ансамблях и фестивалях. Премьера сонаты состоялась два года назад в Доме композиторов Петербурга на концерте, в котором играли ученики и друзья Сергея Осколкова. Тогда композитор отдал первенство Амулан, и её скрипка вела, а он лишь дополнял солистку – тонкую, стройную красивую девушку, ставшую украшением зала и покорившую всех без исключения слушателей. Скрипка птахой пела, металась и билась под сводами концертного зала Дома композиторов, и тот концерт остался в памяти удивительным сном.
Сейчас Соната прозвучала по-иному. Дубовый зал – более строгий, и малейший звук в нём разносится, рассыпается октавой выше. Сергей Осколков передал свой характер, чувства, свой мир творца, сильного, знающего и мудрого. Его музыка соткана из противоречий современного мира, она тонкая, изящная и в то же время сдержанно строгая, временами суровая. Гармония и атональность ведут борьбу, рояль настойчив, скрипка поёт и плачет, а временами явным голосом звучат джазовые синкопы. И вместе они складываются в единый музыкальный порыв: мир современного артиста, художника, петербуржца. Это же прозвучало и в сольной фортепианной пьесе авторства Осколкова – в «Интермеццо памяти Марины Цветаевой для фортепиано», повествующей о любви маэстро к русской поэзии.
На бис Сергей Осколков в свойственной ему великодушной манере снова передал первенство Амулан, и по её выбору прозвучали чувственное стильное танго «Прощай, Нонино» Астора Пьяццоллы и виртуозный вальс «Радость любви» Крейслера, идеально подходящие её скрипке, и лицо скрипачки светилось радостью и счастьем музыканта, чувствующего слушателя и пространство зала.
– Какая хорошая школа в Калмыкии, – раздался восхищённый женский голос.
– Нет-нет, ты ошибаешься. Амулан наша, ленинградка, она родилась здесь, – отвечали ей без малейшей тени сомнения, в уверенности, что столь прекрасно играть могут лишь уроженцы северной столицы.
С семилетнего возраста Амулан, как особо одарённая и перспективная ученица, постигала искусство игры на скрипке в Центральной музыкальной школе-лицее при Санкт-Петербургской государственной консерватории в классе Елены Николаевны Бердниковой (Лебедевой), затем окончила консерваторию в классе народной артистки России Антонины Максимовны Казариной и стажировалась в Германии. Русская скрипичная школа проникла в каждую частичку её существа, сдерживая порывы восточной крови…
В этот вечер над городом и над Невой пела волшебная скрипка Амулан Очировой.
Цецен БАЛАКАЕВ,
драматург, прозаик, публицист, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии им. А.К. Толстого