Налоги – в бюджет, развитие бизнеса – новые рабочие места

16-03-2021, 17:53 | Общество

Об итогах работы налоговых органов Республики Калмыкия в 2020-м году рассказал в интервью нашей газете исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия Вячеслав Лариев.

– Вячеслав Николаевич, для налоговой службы республики каким был 2020-й год?
– Прошлый год запомнился всем нам, как год борьбы с коронавирусной инфекцией. Никто не понимал, как жить и работать при пандемии. В этих условиях нам необходимо было максимально быстро сориентироваться для работы в современных реалиях.
Мы понимали, что последствия распространения инфекции скажутся на экономике страны и нашей республики. В этих условиях, как никогда, стала актуальной поддержка бизнеса, занятого в пострадавших отраслях экономики. У нас в налоговом Управлении по аналогии с центральным аппаратом ФНС России был создан Ситуационный центр, который занимался мониторингом ситуации по экономическим и социальным вопросам, включая и поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Ключевые обращения, поступившие в региональный Ситуационный центр от организаций и предпринимателей, оперативно доводились Федеральному ситуационному центру ФНС России и региональным органам исполнительной власти.
– Каково было работать в условиях пандемии?
– Как я уже сказал, в условиях пандемии нам пришлось работать по-новому, и сделать это нам было немного легче, чем другим. Онлайн услуги, которые налоговая служба начала развивать еще 10 лет назад, в 2020-м году оказались более чем востребованы.
Использовались все возможные каналы связи с налогоплательщиками: печатные и электронные СМИ, радио и телевидение, социальные сети, везде, где только можно было, мы сообщали жителям республики о том, чтобы люди берегли себя и по возможности, отложив визит в налоговый орган, воспользовались нашими сервисами или телефонами справочных служб инспекций и Управления. И в такой сложный для страны и республики период наши сервисы активно использовались налогоплательщиками. На сегодняшний день получить практически любую услугу ФНС России можно не выходя из дома. Для этого на официальном сайте службы реализовано свыше 70 электронных сервисов по различным жизненным ситуациям: какую помощь может получить бизнес; перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на банкротство; проверить возможность получения отсрочки/рассрочки, право на получение субсидии, возможность освобождения от уплаты налогов, взносов, право на получение субсидии на проведение дезинфекционных мероприятий. Все это можно узнать, открыв в Интернете страницу официального сайта ФНС России www.nalog.ru
Также впервые весной 2020 года налоговая служба выступила для бизнеса площадкой прямой господдержки: выплата субсидий, отсрочки по уплате налогов, освобождение от уплаты налогов за 2-й квартал 2020 года и другие возможности. Для удобства налогоплательщиков работниками налоговых органов был организован прием заявлений на получение субсидии и предоставление консультаций по телефонам «горячей линии» с конца апреля, включая выходные и праздничные дни. За апрель – май 2020 года субсидии выплачены 2037 налогоплательщикам, в наибольшей степени пострадавшим от коронавирусной инфекции на сумму 91,1 млн рублей.
Здесь хочется отметить, что, благодаря той информации, которая оперативно доводилась Федеральному ситуационному центру, Правительством РФ постоянно дополнялся перечень пострадавших отраслей. Кроме того, 532-м налогоплательщикам выплачено субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции на сумму 12,5 млн рублей. По состоянию на 01.12.2020 года поступило 33 заявления об отсрочке по уплате налогов, страховых взносов от налогоплательщиков, пострадавших от ухудшения экономической ситуации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по которым принято 32 положительных решения на сумму 6 млн.рублей.
– Вячеслав Николаевич, так уж сложилось, что работу налоговиков оценивают по количественным показателям. С какими результатами завершили этот непростой год?
– 2020-й год не только изменил привычную жизнь, но и повлиял на налоговые поступления. Налоговыми органами республики за 2020-й год обеспечено поступлений в бюджеты всех уровней доходов на сумму 8 294,0 млн руб., что на 7,4 % (на 658,9 млн руб.) меньше 2019 года. Налоговые поступления распределены следующим образом: в федеральный бюджет - 1 488,2 млн. руб., что на 35,4% меньше 2019 года или на 814,6 млн. руб.; в республиканский бюджет – 5 042,2 млн. руб., что на 1,5% больше 2019 года или на 74,9 млн. рублей; в местные бюджеты – 1 763,6 млн. руб., что на 4,8% больше 2019 года или на 80,8 млн. рублей.
Важной задачей УФНС является качественное администрирование страховых взносов. Во внебюджетные фонды поступило 4 915,7 млн. руб. доходов, администрируемых ФНС России, с ростом на 350,6 млн. руб. или на 7,7% по сравнению с прошлым годом. За 12 месяцев 2020 года налоговыми органами урегулирована задолженность на 1 504,9 млн рублей. Взыскана задолженность на сумму 967 млн. рублей. Задачей налоговых органов является сокращение процедур принудительного взыскания, их усилия направлены на повышение платежной дисциплины налогоплательщиков и недопущение возникновения задолженности как таковой.
По моему мнению, взыскание долга – это один из крайних способов воздействия на задолженность. Для нас гораздо предпочтительны более мягкие варианты работы с задолжниками. Поэтому налогоплательщику обязательно сначала направляется уведомление, и в течение двух недель он должен исполнить свои обязательства. Для добросовестных налогоплательщиков, которые хотят, но по каким-то причинам не могут уплатить налоги, работают согласительные процедуры – мировые соглашения и рассрочки.
– Всё чаще слышим о том, как налоговая служба, взяв курс на клиентоориентированность, стремится сделать так, чтобы исполнять налоговые обязательства можно было максимально комфортно и удобно. Расскажите, как реализуется клиентоориентированный подход в общении с организациями, не возникает ли здесь противоречие, ведь фискальные задачи должны оставаться в приоритете у налоговиков?
– Не вижу здесь противоречия. Чем проще и удобнее платить налоги, тем больше их поступит в бюджет, следовательно, наша фискальная функция будет реализована. А если говорить более подробно и вернуться к понятию администрирования налогов, то могу сказать, что цифровизация экономики нашей страны дала службе новые возможности для совершенствования налогового администрирования.
Реализуя федеральную программу «Реформа контрольной и надзорной деятельности», цель которой – сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение качества системы государственного контроля, налоговая служба предоставляет комфортные условия для реализации налогоплательщиками своих налоговых обязательств.
– Что значит снижение административной нагрузки на бизнес со стороны налоговых органов?
– Здесь можно выделить несколько направлений. Первое – формирование доверительной среды между налоговыми органами и бизнесом. Мы стараемся донести до налогоплательщиков свою заинтересованность в работе без штрафных санкций за неуплату налогов. Одна из задач налоговой службы – побудить налогоплательщиков самостоятельно и в полном объеме уплачивать налоги.
Второе направление – смещение акцентов с фискальных методов сбора налогов на прозрачные и понятные процедуры налогового администрирования. Уже несколько лет доступны для налогоплательщиков методы отбора организаций для включения в план выездных проверок - Концепция системы планирования выездных налоговых проверок размещена на сайте службы. Это те самые критерии риска и рискованные способы ведения хозяйственной деятельности, которые могут повысить вероятность включения компании в план выездных проверок. Интернет-сервисы «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» и «Решения по жалобам» позволяют в оперативном порядке довести как до работников налоговых органов, так и до налогоплательщиков методологические позиции Минфина России и ФНС по вопросам применения налогового законодательства.
Сегодня результаты контрольной работы измеряются не только количеством проверок и доначисленной суммой, а состоянием администрируемой среды, изменением модели поведения налогоплательщиков, отказом от использования схем в будущем и в конечном итоге – ростом уплаты налогов в бюджет.
Количество выездных налоговых проверок в 2020-м году сократилось в 2 раза, в том числе в связи с введением моратория на их проведение. Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 955,3 млн рублей.
В целом при таком подходе: бюджет получает налоги, компании продолжают работать в прежнем режиме, не отвлекаясь на контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами. Но главное: создается «чистая» бизнес-среда, формируется благоприятный деловой климат. Именно он ведет к созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства.
Подготовила
Любовь Шагджиева
Налоги – в бюджет,  развитие бизнеса – новые рабочие места