Трагическая гибель народного героя
Младший сын Очирту Цецен-хана, Галдамба, наконец собрался побывать в Южной Сибири и на Урале. По дороге к туленгудам и киргизам он заехал в ставку отца, находящуюся на реке Биджи, стекающую с северного склона реки Хан-Харгадай в Боротале.
Почувствовав недомогание в один из дней, хошудский витязь зашел в юрту лекаря. Здесь он увидел младшую свою мачеху в объятиях гелюнга Гак-эмчи. Царевич, смутившись, удалился, затем послал нарочного за лекарствами к Гаку. Уде-Агас, услышав стук в дверь, выскользнула в подсобную юрту, соединенную с основной небольшим проходом. Она слышала разговор слуги с гелюнгом. Узнав о болезни пасынка, Уде-Агас мгновенно приняла страшное решение.
“Его нужно отравить, чтобы он не смог информировать отца”, – думала она и заставила лекаря приготовить яд.
– Если о нас узнает его отец, то тебя убьют, а меня не тронут, – сказала она бледному врачевателю.
Гак посерел и свалился на войлок. После долгих раздумий он уступил своенравной ханше.
Галдамба, приняв лекарство, потерял сознание. Через несколько дней он умер. Старый Очирту срочно призвал лам Ик Хурэ, находящихся в Боротале. Ламы нашли на теле Галдамбы бледно-розовые пятна, свидетельствующие об отравлении. Гак под пыткой признался, что по приказу Уде-Агас он приготовил лекарство. По приказу Очирту эмчи отрубили руку и изгнали из ставки. Уде-Агас хан не тронул, но также изгнал из дома, дав несколько провожатых.
Комментарий В.Папуева:
“Так закончил земной путь 33-летний благородный и храбрый витязь, слава и гордость всего ойрад-монгольского народа. Осенью 1667 года, при огромном стечении народа, тело Галдамбы кремировали в урочище Бочи, а прах отправили в Барун Тала (Тибет).
Многие владельцы, родственники и друзья Галдамбы хотели расправиться с отравителями. Все поразились страшному коварству Уде-Агас. Но Очирту Цецен-хан запретил их убивать. Торгудская принцесса Уде-Агас являлась одной из дочерей Хо-Урлюка. Возможно, Очирту не хотел возникновения новой внутриойрадской войны.
Через некоторое время на берегу реки нашли полусгнивший труп с одной рукой. Был ли это Гак-эмчи, так никто и не узнал. Многие предполагали, что Гака убили Малай Хашка и другие двоюродные братья Галдамбы.
А жестокая мачеха отправилась в Тибет замаливать грехи. Осенью 1675 года Уде-Агас вернулась из Тибета в Джунгарию. Перед возвращением ханша приняла новое имя –Дорджи-Аравдан.”