"Вовлеки меня, и я научусь!"

Недавно успешно состоялся первый в этом году семинар-практикум на базе Калмыцкого государственного технолого-экономического колледжа. "Условия формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы средствами современных педагогических технологий" - семинар под таким названием открыл декаду общеобразовательных дисциплин, запланированную в колледже. Модератором семинара выступила Жанна Церемпяевна Бюрчиева, преподаватель русского языка и литературы технологе - экономического колледжа.
На семинар были приглашены главный специалист отдела общего и профессионального образования Минобра РК Ирина Боглаевна Пугаева, преподаватели русского языка и литературы всех колледжей республики, а также с факультета среднего профессионального образования КалмГУ. Целью семинара было проектирование работы преподавателей СПО в деятельностной парадигме в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
В мудрой китайской пословице подмечено: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь".
Следуя этой пословице, в колледже и был проведен семинар-практикум с использованием таких технологий преподавателя Ж. Бюрчиевой, которыми предлагалось овладеть слушателям. В различных педагогических технологиях есть свои преимущества, но есть и слабые стороны. Чтобы понятнее педагогу были преимущества и недостатки разных педагогических технологий, Жанна Церемпяевна смоделировала занятия так, чтобы слушатели были активными участниками семинарских занятий в роли учеников. Это позволило вовлечь преподавателей в активное освоение современных педагогических технологий. Преподаватель использовала различные формы и методы проведения учебных занятий для повышения активизации познавательной деятельности студентов колледжа.
По мнению Снежаны Николаевны Бембеевой, заведующей предметно-цикловой комиссией профильных дисциплин, требования, предъявляемые к образованию в XXI веке, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми навыками работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни. Не так давно пришло полное осознание необходимости внедрения информационных технологий в образование. Эффективная интеграция ИТ в образование является ключом к решению многих проблем, которые требуют соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, то есть для обеспечения нового уровня образования. И совместная работа предметно -цикловых комиссий этому подтверждение.
Вторая половина семинара была не менее интересной. Ж. Бюрчиева показала, как можно развить творческие способности студентов на примере фрагментов урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Так как аудитория участников семинара состояла из одних женщин, то и тема "Печорин в жизни женщин" оказалась понятной участницам.
Очень познавательным было выступление еще одного педагога КГТЭК Л.Л. Бадмаевой, преподавателя русского языка и литературы. Людмила Лиджиевна, продемонстрировав фрагменты урока русского языка, наглядно показала возможности интерактивной доски. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Интерактивные формы обучения в колледже предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания.
Именно поэтому интерактивная доска, как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика, признана учителями поистине революционным изобретением. По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию обучающихся, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.
При работе с интерактивной доской главным консультантом выступила Саглара Ивановна Манджиева, молодой перспективный преподаватель информатики. В завершение семинара из методической копилки преподавателя Ж. Бюрчиевой был представлен опыт работы по применению технологий, методов и приемов активизации познавательной деятельности студентов на уроках и во внеаудиторное время как условие достижений метапредметных результатов.
Проведение этого семинара, по мнению его участников способствовало формированию профессиональной, информационной и коммуникативной компетентности преподавателей русского языка и литературы.
Кермен УТАДЖИЕВА,
заместитель директора по учебной работе
Калмыцкого государственного технолого - экономического колледжа
Фото автора