Жаркое лето 41-го

06-08-2022, 11:37 | Общество, История

В соцсетях публиковались материалы об уроженцах Калмыкии, летом сорок первого года вступивших в схватки с гитлеровскими войсками в западных областях страны. Среди них было имя Аглуева Бадмы-Халги Надбитовича. Информация о воине была краткой: 1916 года рождения, рядовой. Указано место рождения: с. Восточное Икрянинского района Астраханской области. Призывался в 1940-м году. Служил до 19 сентября 1941 года в 121-й стрелковой дивизии, 503-м гаубично-артиллерийском полку. Погиб в 1941-м году.

ПОДВИГ 121-Й ДИВИЗИИ
Интернет дал сведения, что дивизия Аглуева дошла до Берлина, пройдя славный боевой путь. Сформированная в сентябре 1940 года, 121-я стрелковая Рыльско-Киевская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия была расформирована в июне - июле 1945 года. К сожалению, рядового Аглуева, как и тысячи бойцов его призыва, погибших летом 41-го, не было в рядах дивизии.

Долгое время 121-я дивизия была фактически забытой. Это было трагическое, жаркое, во всех отношениях, лето, когда в сражениях с немецкой армией погибали и попали в плен миллионы солдат. Фронт, который держали на флангах дивизии соседние соединения, под Барановичами, был прорван немецким «танковым кулаком», и 121-я дивизия при отступлении оказалась расчленена танками противника на две неравные части. Меньшая часть дивизии успела отойти в направлении Гомеля, сохранив Боевое знамя, ее наспех пополнили, фактически сформировав новую дивизию под тем же номером, и она вновь вступила в бои с гитлеровскими соединениями. Судя по датам, наш земляк Бадма-Халга Аглуев воевал в этой части дивизии. Из сражавшейся в тылу противника части дивизии после боев 11 августа только незначительное количество бойцов сумели выйти из окружения. Большая же часть дивизии сражалась и погибла в тылу противника, не давая врагу развивать наступление, потому не сохранилось никаких боевых документов дивизии. Но это не умаляет героизма советского воина в те страшные дни и месяцы далекого ныне 1941-го! Без мужества, героизма, самопожертвования солдат в 41-м не было бы победного 45-го! В этой дивизии служили ещё наши земляки, они призывались и в дивизию 2-го формирования, которая победоносно закончила свой боевой путь в Берлине.

Можно предположить, что леса в своеобразном треугольнике населенных пунктов Стародорожчины — Рубежи - Верхутино – Синегово представляют собой огромную братскую могилу, ибо не только одна 121-я стрелковая дивизия понесла в этих краях тяжелейшие потери.

Героически сражались также разрозненные подразделения 32-й, 43-й, 47-й кавалерийских дивизий и 121-й кавполк, совершившие двухнедельный смелый рейд по тылам врага. При этом лишь 32-я кавдивизия была кадровой и имела боевой опыт, а 43-я и 47-я — только сформировались 6-7 июля 1941 года.

ЖИВАЯ ПАМЯТЬ
На просторах Интернета привлекла внимание публикация из «Минской правды». Автор статьи, Владимир Касьянов, рассказывает о героизме воинов 121-й стрелковой дивизии, сражавшихся насмерть на Стародорожчине (г. Старые дороги – Н. М.) 6 августа 1941 года. Статья опубликована именно в этот день, но 2021 года.

В. Касьянов написал, как хранят память о советских солдатах в Белоруссии. Он рассказывает о жителе Слуцка Владимире Бойко, основателе поискового отряда имени Героя Советского Союза Василия Коржа, который со своим поисковым отрядом в год 80-летия боев 121-й стрелковой дивизии установил памятный знак в честь погибших воинов. Знак выполнен в виде камня-валуна с вмонтированной в него большой доской из черного гранита с надписью.
Надпись на камне звучит как послание потомкам от имени павших героев: «6 августа 1941 года мы, бойцы и командиры 121-й стрелковой дивизии, вступили здесь в неравный бой с немецкими захватчиками. Мы погибли, защищая Родину».

Здесь был реконструирован штабной блиндаж дивизии и дивизионная пушка калибра 76,2 мм. Установили макет станкового пулемета, сам артефакт войны исчез, видимо, какие-то манкурты сдали его на металлолом… Были приведены в порядок скульптурные фигуры, расчищена местность вокруг памятного места. Выполнены и другие работы.

В ходе рекогносцировочных работ поисковиками были обнаружены многочисленные стрелковые ячейки, воронки, где, предположительно, остаются лежать непогребенными защитники Родины. Они хотят вернуть ныне живущих к подвигу августа 41-го года, когда советская 121-я стрелковая дивизия совершила, казалось бы, невозможное: сохранив себя как боевую единицу в глубоком тылу противника, на протяжении почти недели вела бои со значительно превосходящим врагом, нанеся ему не только серьезные потери в живой силе и технике, но и большой моральный урон, показав несломленную силу духа советского солдата, отстаивающего свое Отечество. Об этом свидетельствуют и немецкие архивы.

Гитлеровское командование не смогло за лето осуществить блицкриг, только 5 октября оно сумело начать операцию «Тайфун». Но стойкость и мужество советских солдат заслонили столицу нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. 6 декабря сорок первого года началось контрнаступление Красной Армии. Враг был отброшен от Москвы. В этом была заслуга и тех, кто летом 41-го стоял насмерть на западных рубежах страны.
Вечная память павшим воинам! Пожелаем успехов белорусским поисковикам.

НИКОЛАЙ МАНДЖИЕВ