ДОСТАВЛЯЛ ГРУЗЫ ПО ДОРОГЕ ЖИЗНИ

21-03-2024, 14:52 | Общество

Манджи Сангаджиевич Боваев, является, пожалуй, единственным калмыком-водителем, кому довелось в годы войны доставлять в осажденный Ленинград по Ладожскому озеру продовольственные и другие необходимые грузы.

Он родился в урочище Хазык Хулсн (п. Хошеут) Хошутовского улуса в 1916 году в многодетной семье крестьянина-бедняка. В 1936 году окончил шоферские курсы в Дубовке Сталинградской области и до войны работал водителем в Яшкульском районе.

В ноябре 1941 года был призван Черноземельским райвоенкоматом на службу в 80-ую морскую стрелковую бригаду. С января 1942 года воевал на Карельском фронте. До марта 1944 года Манджи Сангаджиевич был водителем автобата, возил продукты, боеприпасы и другие грузы по 30-километровой Дороге жизни по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград. На обратном пути доставлял на «большую землю» детей, раненых, стариков и женщин. К этому времени ледовая дорога, открытая 26 ноября 1941 года, стала именоваться военно-автомобильной дорогой №101 (ВАД-101). По воспоминаниям ветерана, всю дорогу из-за ненадежности льда приходилось переносить на новую трассу.

Наш земляк управлял грузовиком-студебекером, в то время, пожалуй, самым массовым транспортным средством, поставлявшимся в СССР по ленд-лизу. Трассу обслуживали регулировщики. Перевозка грузов требовала от водителей не только мастерства, но и самоотверженности: ведь приходилось выходить на трассу в лютые морозы, при бушующей пурге, под сбивающий с ног ветер и непрекращающиеся артиллерийские обстрелы и бомбежки.

Особенно опасными становились выезды в период оттепели, когда довольно часто машины проваливались под лед. Сколько машин там затонуло, доподлинно неизвестно. В книге Валентина Ковальчука «Ленинград и большая земля. История коммуникации 1941-1943» указывается, что на Дороге жизни ушло под лед 357 грузовиков. Директор музея Дороги жизни в Кобоне Сергей Марков выдвинул версию о тысячах утонувших машин. Как видим, мнения разнятся. Но ясно одно: потерянных человеческих жизней, равно как и грузовиков, – великое множество.

(полную версию статьи можно посмотреть в бумажной версии выпуска № 28 (19010) 21 марта 2024 года, ЧЕТВЕРГ)

Василий ШАКУЕВ