Государство поможет бизнесу, но и ставит задачи перед ним

В пятницу в Доме правительства РК состоялась запись телевизионного интервью Главы Калмыкии Алексея Орлова для программы "Первые лица" ГТРК "Калмыкия". В ходе беседы с ведущим программы, директором ГТРК "Калмыкия" Михаилом Ткачевым руководитель республики ответил на вопросы, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства, которые накануне обсуждались в Кремле на заседании Государственного совета России, и на другие вопросы, связанные с социально-экономическим развитием региона.
Предлагаем вашему вниманию это интервью.
- Алексей Маратович, добрый день. Спасибо, что согласились в очередной раз ответить на наши вопросы. На заседании Государственного совета глава государства обозначил ряд мер, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, прежде всего, это облегченные условия для процедуры открытия своего дела, доступ представителей малого и среднего бизнеса к госзаказам, к инфраструктурным сетям, налоговые каникулы. Как эти задачи будут решаться в Калмыкии, и какова роль малого и среднего бизнеса в нашей региональной экономике?
- Добрый день, Михаил Владимирович. Начнем с общих показателей участия малого и среднего бизнеса в формировании валового внутреннего продукта России, о чем, собственно, говорил Президент, и почему эти вопросы по его поручению были вынесены на обсуждение Государственного совета страны и потом перейдем к нашим региональным реалиям. Так вот, на
сегодняшний день вклад малого и среднего предпринимательства в формирование внутреннего валового продукта страны не превышает 21 процента. Это, конечно, крайне недостаточная цифра. В то время как во многих странах с развитой экономикой этот показатель не ниже 50 процентов. То есть, это основа основ. То, на чем формируется экономика многих стран, то где основывается так называемый средний класс, это, в конце концов, общественно-политическая стабильность в
государстве. Поэтому Владимир Владимирович Путин поднял этот вопрос на такой высокий государственный уровень и потребовал от всех ветвей власти, региональной в первую очередь, федеральных, правительства страны в целом в разы, кратно в самое ближайшее время увеличить долю малого и среднего предпринимательства в экономике и, соответственно, оказать всемерную государственную поддержку. Вы, собственно, уже упомянули все те меры, которые государство предпринимает для того, чтобы нашему бизнес-сообществу было легче работать, хочу только, уже говоря о нашей республике, сказать о том, что это поручение Президента мы уже исполняем. Если вы помните, наши мероприятия, которые связаны с повышением инвестиционной привлекательности, в первую очередь затрагивали сферу малого и среднего бизнеса, конечно, ни чуть не принижая роль крупных инвесторов, приходящих в республику, уже работающих в регионе,
тем не менее, для себя мы поставили задачу - именно поддержку малого и среднего предпринимательства. У нас в республике это имеет несколько специфические формы, которые мы не можем отрицать, малое и среднее предпринимательство у нас в основном задействовано в сфере сельского хозяйства.
- Понятно, республика ведь аграрная...
- Да, это основа нашей экономики, поэтому именно там мы осуществляем все виды государственной поддержки, которые имеются. Это и федеральные, и республиканские программы поддержки молодых фермеров, семейных хозяйств, предприятий, которые только начинают работу в сфере сельского хозяйства, перерабатывающей отрасли и других направлениях. Самое главное - для себя мы сделали акцент доходить до каждого предпринимателя. И, собственно, так и было в прошлом году. В некоторых районах республики мы в ручном режиме включали в господдержку предпринимателей. К примеру, в Сарпинском районе поддержали предпринимателя, занимающегося переработкой бытовых отходов; в Лаганском районе - предпринимателя, который занимается изготовлением камышитовых плит, изделий из камыша. Были и другие примеры. И на сегодняшний день в республике разработана программа оценки эффективности работы глав районных муниципальных образований, в которой уровень поддержки малого и среднего предпринимательства стоит во главу угла. Конечно же, при этом не снимаем с себя ответственность за финансовую поддержку этой отрасли экономики. Для примера скажу, что у нас есть еще резервы, мы в этом крайне заинтересованы. В текущем году на эти цели изыщем ресурсы и направим из республиканского бюджета около 8 млн. рублей и тогда мы сможем привлечь, примерно, по прошлому году 32 и по текущему 26 млн. рублей, то есть, в общей сложности около 60 млн. рублей. Я буквально на следующей неделе проведу совещание с руководителями правительства республики, в том числе с участием курирующего этот вопрос зампреда и и.о. министра экономики для того, чтобы, во-первых, публично, максимально открыто мы подготовили список тех предпринимателей, которые уже стоят в очереди на получение господдержки со своими проектами. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы субсидии в 50-ти процентном размере коснулись в первую очередь проектов в сфере переработки, фасовки и упаковки продукции. Мы объявим об этом и сделаем это, еще раз подчеркиваю, максимально открыто. Объявим конкурс на лучшие проекты в этой сфере. Это то, что касается акцентов. Добавлю к этому, что мы намерены увеличить долю грантов со стороны республиканского бюджета, поддержать наш малый и средний бизнес. Вот эти меры позволят нам ожидать отдачи от бизнеса, это и новые рабочие места, конечно же, новые налоговые поступления в бюджет республики. Вот так, если коротко и емко можно рассказать о положении дел по вашему вопросу. Михаил Владимирович, хотел бы через неделю вернуться к нашему разговору, когда мы по результатам Госсовета на правительственном уровне примем ряд дополнительных мер и поговорим еще раз уже более предметно и конкретно о мероприятиях, которые мы планируем в этом направлении в текущем году.
- Можно ли говорить о том, что если государство помогает малому и среднему бизнесу, то оно вправе поставить перед ними определенные задачи? И какие бы вы задачи перед ними могли поставить?
- Конечно, вернее будет сказать не задачи, а государство обозначит те отрасли, те конкретные направления в экономике, в народном хозяйстве, на рынке республики, которые сегодня востребованы населением, гражданами Калмыкии и вот там скажет: мы готовы субсидировать 50 процентов ваших расходов и ожидать отдачи. Ну, допустим, для примера в части первичной переработки, упаковки сельхозпродукции: в эти дни мы начинаем очередной овощеводческий сезон и для того, чтобы мы смогли конкурировать со своей продукцией на рынке, нужна как раз та отрасль экономики, которая занялась бы ее переработкой, поэтому мы будем субсидировать 50 процентов расходов на приобретение упаковочного оборудования, оборудования для переработки овощей, мясопродуктов, рыбопродуктов. Мы заинтересованы в этом и будем поддерживать тех предпринимателей, которые займутся этим бизнесом. Вот таким образом мы будем стимулировать направления бизнеса, обозначенные государством.
- Алексей Маратович, хотелось бы теперь поговорить о крупных инвестпроектах. Одним из направлений вашей работы на посту Главы Калмыкии является конструктивное, прагматичное и одновременно дружественное сотрудничество с крупными инвесторами. Проекты, которые они уже реализуют в регионе носят совершенно реальный характер и служат с одной стороны маркерами, чтобы оценить ситуацию в экономике, с другой - являются прямыми локомотивами развития республики. В этой связи, какие акценты можно ожидать в этом направлении после недавнего совещания, который провел Полпред Президента в ЮФО в Астрахани с главами регионов ЮФО и руководством компании "Лукойл" и региональных структур в ЮФО?
- На совещании в Астрахани речь шла о том, что компания "Лукойл" в ЮФО в связи с кризисными явлениями не просто не сокращает свою инвестиционную деятельность, что, к сожалению, иногда происходит, а напротив, наращивает ее, и даже сокращает сроки реализации некоторых своих проектов. В частности, для примера, в Калмыкии переносятся сроки ввода в эксплуатацию нескольких скважин с 2016 года на 2015 год. В республике "Лукойл-Нижневолжскпродукт" планирует увеличить строительство автозаправочных станций, соответственно мы подпадаем под критерий регионов с крупными нефтехранилищами, нефтебазами. На сегодняшний день в Калмыкии станций "Лукойла" - шесть, в 2015 - 2016 годах запланировано строительство еще четырех АЗС. Мы видим, что наша продуманная политика в деле сотрудничества с такой крупной компанией, как "Лукойл", приносит свои непосредственные результаты и не только в виде поступлений в бюджет, но и связанные с созданием новых рабочих мест, созданием новой инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе, последнее, скажем так, хорошо забытое старое. Когда-то ведь в Калмыкии были крупные нефтехранилища и нефтебазы, сегодня ничего подобного нет, за исключением ресурсов, которые имеются у Каспийского трубопроводного консорциума, которые строятся и у того же "Лукойла" в рамках строительства нефтегазопроводов, я имею в виду строительство Головных береговых сооружений и крупных приемных нефтехранилищ. Иными словами, в самое ближайшее время Калмыкия и "Лукойл" начнет реализацию еще одного совместного проекта. Это то, что касается крупных компаний ТЭК.
Недавно совместно с представителями компании "ЕвроСибОйл" мы забили колышек на строительной площадке новых скважин, новых нефтегазовых месторождений, причем не поисковых, а уже разведанных. Это серьезная тема: если вчера только лишь такие нефтегиганты как "Лукойл" могли себе позволить строительство новых скважин, сегодня это делает и средний бизнес. Мы видим, что один из крупных партнеров нашей республики компания "ЕвроСибОйл" уже занимается интенсификацией своего производства, при этом речь идет уже не об эксплуатации старых скважин, а о строительстве новых, развитии нового сегмента экономики, который в самое ближайшее время позволит компании увеличить добычу углеводородов, и, соответственно, увеличит и налоговые поступления в бюджет республики. Все это и сказалось на наших показателях индекса промышленного производства.
Если немного абстрагироваться от темы топливно-энергетического комплекса, то возвращаясь к тому, о чем мы говорили выше, о поддержке малого и среднего предпринимательства, конечно, для нас помимо локомотивов ТЭКа, локомотивами являются наши перерабатывающие мощности, это уже действующие и те, которые войдут в строй в самое ближайшее время, и те, которые мы ожидаем увидеть от бизнеса в перспективе, при нашей поддержке, это и в сфере администрирования, это и снятие излишних препон, принятие всех мер для того, чтобы компания в сжатые сроки могла начать работу. Это и, так называемые, инфраструктурные точки ввода, это и энергетика, это и водоподача и все прочее. Все это, убежден, даст свои результаты.
- Алексей Маратович, какова ситуация со сдачей в эксплуатацию многострадального для нашего региона многоквартирного дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья? Когда эти люди станут новоселами?
- Как вы, наверное, помните, на своей пресс-конференции 20 марта я достаточно подробно говорил на эту тему, в том числе о причинах отставания от графика и о конкретных датах. Так вот, 1 апреля наступило и в понедельник, 13 апреля, я приглашаю вас и ваших коллег-журналистов на этот объект. Хочу, чтобы жители республики узнали о реальном положении дел на 168-квартирном доме. По моей информации этот дом готов к сдаче, завершаются работы по благоустройству прилегающей территории. ЖКХ по поручению правительства готовит отчет по строительству этого дома и надеюсь уже в самое ближайшее время мы будем радоваться за наших новоселов.
- На прошедшем заседании Оргкомитета "Победа" шел достаточно жесткий разговор. Как все-таки обстоят дела с подготовкой к празднованию 70-летия Победы?
- Несмотря на некоторую, как вам показалось, жесткость, ситуация достаточно спокойная и стабильная. Сегодня есть определенные моменты, и я, предваряя заседание Оргкомитета, обозначил их. Безусловно, есть некоторые даже не сложности, а шероховатости, их необходимо исправить, необходимо сегодня скоординироваться для их решения, время у нас еще есть. Есть возможность поправить там, где есть недоработки.
Вчера (09.04.2015 г. - авт.) я посетил некоторые объекты: мемориальные комплексы, памятники воинам Великой Отечественной войны. Это в Хулхуте и в Яшкуле. На следующей неделе посмотрю, как идут работы на мемориальном комплексе "Вечный огонь" в столице нашей республики, продолжу инспекторские поездки по районам республики, в том числе проверю, как идет подготовка к мероприятиям по празднованию 70-летия Победы. На сегодня можно констатировать одно: в целом на сегодняшний день мы готовы к празднованию юбилейной даты и самое главное, сегодня практически завершаются торжественные церемонии вручения памятных юбилейных наград ветеранам Великой Отечественной войны, мы нашли средства и ресурсы для того, чтобы закрыть все долги, финансовые в том числе, перед ветеранами войны, ветеранами труда Калмыкии, к концу апреля эти проблемы будут сняты. Об этом я тоже достаточно подробно говорил на большой пресс-конференции. Что касается строительно-монтажных работ на мемориальных комплексах, больше чем уверен, мы имеем все возможности, чтобы в срок и качественно завершить все эти работы.
- Вы выступили с инициативой придать площади Победы более торжественный вид, чтобы она не только значилась на карте города, айв жизни в полной мере соответствовала своему названию. Хотелось бы уточнить, что, на ваш взгляд, необходимо сделать для этого?
- Необходимо сделать все, чтобы эта площадь, которая носит гордое, красивое название площадь Победы, помимо звучания приобрела и некую знаковую монументальную принадлежность к этому священному для нас слову Победа. Это должно быть нечто в виде мемориального сооружения, обелиска, я думаю, здесь мы все отдадим на откуп нашим архитекторам, скульпторам, художникам и, вообще, неравнодушным людям. Мы выберем место непосредственно на площади, заложим камень будущего мемориального комплекса и придадим площади Победы соответствующий, торжественный вид. Сделаем это обязательно.
- Алексей Маратович, еще раз спасибо за интервью.
Баатр АМТЕЕВ