Полнозвучие Бадмы Утнасунова

15-05-2024, 13:11 | Общество

Бадма Утнасунов, прежде чем стать художником, перепробовал себя в самых разных жанрах искусства. И когда осознал, что его все-таки больше влечет к живописи, поступил в Рязанское художественное училище.
Его первая персональная выставка проходила в ДК КГУ тридцать лет назад, в 1994 году. Не было сомнений: Калмыкия обрела художника, который тонко чувствует природу и готов с любовью воспевать неброский пейзаж ее степей. С тех пор от Бадмы ждали картин, которые выходили бы на новый уровень мастерства. Как говорится: если ты показал, что можешь многое, то не имеешь права останавливаться или отступать.

Жизнь однако становилась все сложнее и труднее. Чтобы прокормить семью, скромных доходов художника от продажи картин не просто не хватало, а катастрофически не хватало. Семья была вынуждена переехать на малую родину, в Сарпу. Те, кто знал Бадму, с грустью сказали: «Вот и все, мы потеряли кисть, которая украсила бы палитру Калмыкии». Еще никто из художников так не отрывался от собратьев по цеху, не забирался в такую даль от выставок и вернисажей. А надо сказать, что воздух этой кутерьмы так необходим живописцу. Атмосфера непринужденной соревновательности и встреч в салоне дает возможность почувствовать на щеках мельчайшую пыльцу находок собратьев, рождает желание творить…
Вот при таких грустных обстоятельствах в Сарпе появился художник. Но качавшие головами поклонники Бадмы ошиблись. Выставка, первая после переезда, заявила, что в Сарпе живет человек, который пытается сплавить воедино поиски Врубеля, Федорова и Куинджи. И показать наш степной пейзаж таким, чтобы мы влюбились в степь, увиденную глазами Утнасунова. Признаюсь, я пришла на выставку, чтобы увидеть то, что однажды уже завоевало мое сердце: тонкий лиричный пейзаж, степные дороги, высокое небо, даль в сонном мареве дня, заброшенную чабанскую точку с железной бочкой у колодца.
И вот неожиданность: Бадма Утнасунов стал совсем другим! Сполохи сиренево-фиолетового цвета, мазки, брошенные на холст, как куски цветной смальты, поиск и еще раз поиск цвета. А через цвет – образ, чувство, мысль!
Картина «Полнолуние». Зрители ее рассматривали еще и еще раз, узнавали и не узнавали знакомый пейзаж, отвергали и соглашались с ним, выражали свое разочарование и высказывали искреннее восхищение. Вот это был знакомый незнакомец – Бадма Утнасунов!
Я сейчас постараюсь словами описать вам то, что увидела глазами: облитая лунным цветом стоит в степи чабанская точка, плоский диск луны, как начищенный серебряный таз, холодит белым цветом. Все вокруг изменилось, как в фантастическом сне, где щедрой рукой разбросаны цветные камешки, что когда-то мы с такой любовью собирали на берегу моря. Так и художник написал степь в лунном сиянье как драгоценный витраж, нашел такие краски, что невольно хочется дождаться полнолуния в степи наяву.
Земляки Бадмы Утнасунова честно признавались мне, что не только не знали, что Бадма так уважаем в среде художников и поклонников живописи, но и считали занятие его баловством: мол, сидит дома, что-то рисует в то время, когда другие, управившись с делами по двору, телевизор смотрят. Да, вздыхали они, трудное занятие он выбрал себе. Это надо, так нам наши же степи показал, что думаешь: жизнь прожил, а не понял. Как будто снова влюбился в женщину, с которой давно живешь, вон какая она, незаметная красавица!..
Бадма Утнасунов любит свою тихую родину Сарпу. Он знает: в родной Калмыкии хватит места для целого мира своей души, всех ее фантазий, мечтаний, поисков. Как истинный художник он не устает восхищаться миром, привычным с детства. Всем нам знакомый с детства пейзаж «Заброшенная точка»: проселочная дорога под куполом синего неба, поселочек с белеными домами, прямо к домам подступает степь, бескрайняя, покинутая... Пейзаж проникнут тонкой лиричностью.
Нам нужен мир Бадмы Утнасунова. Ведь кто-то должен рассказать нам о том, в каком прекрасном уголке планеты мы живем. А что художника иногда гложут сомнения, так ведь без этого нет Мастера…
Гюльфери АККОЧКАРОВА, член Союза журналистов России