Вырастить патриота, сильного душой и телом

Обучение – это не просто работа, а экспедиция в страну знаний и открытий, в мир, полный неизвестности, но который должен быть понят. Простая истина. В этом деле главную роль играет ученик, а учитель ему помогает.
Проработав 51 год учителем физкультуры в средней школе, могу сказать, что физическое развитие ребенка, воспитание в нем выносливости и целеустремленности входит в число основных целей школьного образования. Физкультура не может быть исключена из учебного цикла, ее нельзя ничем заменить. И со временем ее важность будет только расти. Уроки физкультуры ценны тем, что они учат ребенка жизненно важным навыкам, помогают ему расти физически и духовно. Значит, в этом состоит моя педагогическая миссия.
Как повысить интенсивность урока, эффективность учебного процесса? Как добиться хороших результатов? На эти вопросы есть однозначный ответ: через творчество учителя и творческую самостоятельность учащихся.
Чтобы повысить интерес детей к урокам физкультуры, я ввел занятия по национальным видам спорта, в том числе метанию аркана, гиревому спорту, силовому жонглированию, прыжки через «нарты». Был также организован мониторинг физической подготовленности учащихся 1-11 классов в конце каждой четверти по восьми нормативам. Для всех этих нововведений я использовал нестандартное оборудование и инвентарь. Результат даже превзошел все ожидания: интерес к моим урокам вырос в разы.
В связи с тем, что в школе из года в год уменьшается количество обучающихся, мы уделяем внимание очень полезному и самому доступному инвентарю – обычной скакалке. Прыжки на скакалке улучшают координацию ног и повышают выносливость, при этом легче контролировать пульс и ритм, чего не удается сделать, например, при занятиях бегом. Применяя на уроках скакалку, мы приобщаем детей к занятиям другими видами активной деятельности, то есть к физкультуре и спорту.
Этот пример показывает, что без творческого подхода, без постановки и решения задач поискового характера учителю физкультуры сегодня не обойтись. Сейчас я, например, работаю над проблемой формирования интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
Творческая самостоятельность учащихся – это желание продолжить занятия физкультурой и спортом во внеурочное время. Образцом для подражания должен быть сам учитель. В работе с детьми большую роль играет сила личного примера. Учитель физкультуры должен быть уважаемым человеком в селе, районе, а если получится, то и в республике. Чтобы вас знали в лицо, с вашим мнением считались, тогда и вашему предмету учащиеся станут уделять больше времени.
Очень важно, чтобы учителя и руководители (а стаж работы директором школы у меня более 20 лет) поняли, что с уроком физкультуры все так же, как с едой: если она невкусная, то можно говорить детям много раз о ее полезности, но все равно еда окажется в мусорном ведре. И если урок физкультуры не интересен, то целый класс будет стараться увильнуть от него разными способами.
Я смог помочь себе сам и знаю, как помочь другим. Наверное, это можно считать теперь моим педагогическим долгом. Убежден, что человеку, способному преодолеть свою инертность, не станут препятствием и жизненные неурядицы, и несправедливость, потому что он настроен на борьбу.
Мы выступаем с моими учениками на равных. Ясно, что если я не смогу сделать какое-то упражнение, то не имею права требовать этого от учеников. Это налагает особую ответственность на учителя, придает словам особую ценность. Мы как бы составляем единую систему, в которой учитель помогает ученику выйти на свой уровень, а потом и превзойти его. Это заставляет быть ответственным и постоянно развиваться.
Наше время – это не просто время стрессов и гиподинамии. Избегая их, надо помогать самому себе. Ведь от здоровья человека зависит его жизненный успех. Кроме того, здоровье, как мне кажется, это еще и ощущение гармонии с миром, с природой. Я бы сказал, что здоровье связано с любовью. Нездоровый человек дисгармоничен изначально и не способен в полной мере на любовь.
Сейчас, когда идет специальная военная операция, патриотизм для нас важен вдвойне. Но некоторые молодые люди физически развиты недостаточно, не готовы защищать свою страну, и многие относятся к этому спокойно. Думаю так: чтобы считать себя настоящим патриотом, мужчина должен испытать себя в самых сложных условиях армейской службы и СВО. Это нужно ему самому.
Воспитать у детей силу духа, моральную устойчивость, готовность прийти на помощь человеку и своей стране – учительский долг. Это и мой долг как преподавателя физкультуры. На основании «Концепции развития детского спорта в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ в марте 2021 года мы открыли школьный спортивный клуб «Нарн Худг», переформировав ранее функционировавший клуб юных богатырей «Җаңһрин ачнр», лауреата всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку спортивно-массовой работы с подростками по месту жительства за 1997 год.
Актуальность создания спортклуба состоит в том, что такая работа направлена на привлечение учащихся к регулярным, осознанным занятиям физкультурой и спортом, на формирование здорового образа жизни, который стал бы нормой и обычной потребностью. Все ценности, о которых я говорил, так и останутся простым пожеланием, если их не отстаивать, не воплощать ежедневно в жизнь вместе с учащимися.
Мудрая арабская пословица гласит: «У кого есть здоровье – есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все». Девизом нашего клуба «Нарн Худг» мы взяли бессмертное изречение Авиценны: «Человек, умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями, не нуждается в лечении». Желаю моим коллегам, учителям физкультуры, успехов во всесторонней закалке будущих защитников Родины.
Анатолий ХАРКЕБЕНОВ, учитель физкультуры Нарынхудукской СОШ Черноземельского района, отличник физической культуры и спорта СССР, заслуженный работник физической культуры и спорта РК, обладатель гранта Президента РФ «Лучший учитель Российской Федерации»