«Пентатоника» должна жить

10-12-2024, 13:01 | Культура, Память

Деятельность Героя Калмыкии, заслуженного деятеля искусств РК Аркадия Манджиева не ограничивалась композиторским творчеством, сочинением музыкальных произведений. Аркадий Наминович был известен как инициатор и организатор многих общественно значимых проектов. Наиболее масштабным из них является, на мой взгляд, международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника».

Первым, с кем Аркадий Наминович решил обсудить эту идею, был бурятский композитор, кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств Бурятии, выпускник Уральской консерватории имени М. Мусоргского Баир Дондоков. Первоначально рабочее название фестиваля было «Кочевники». Баир Бато-Дугарович предложил назвать его «Пентатоника» (пентатоника – звукоряд из пяти звуков без полутонов). Аркадий Наминович согласился, хотя чистая пентатоника для калмыцкой музыки на данном этапе не является характерным звукорядом. Отдельные бесполутоновые интервальные ходы остаются в мелодике, а полностью пентатоника сохранилась только в старинных протяжных песнях, да и то только в опорных звуках. Однако такое название могло в будущем расширить круг участников фестиваля, ведь пентатоника является основным звукорядом не только для монголоязычных народов, но и для многих тюркских и финно-угорских народов.
Фестиваль «Пентатоника» – «кочующий» фестиваль. Первый состоялся 5-6 мая 2009 года в Элисте. Далее мероприятия и концерты фестиваля проводились в Бурятии, Монголии. Важным событием первого фестиваля стало создание Международной ассоциации монгольских композиторов. Ее учредили композиторы Баир Дондоков (Бурятия), Буян-Маадыр (Тува), Эрдя Чежав (Синьцзян-Уйгурский автономный округ Китая), а также президент Союза монгольских композиторов Бадарчийин Бямбабаяр и Гургелсурен Товшинтор из Монголии. Президентом ассоциации был избран Аркадий Манджиев.
Главной целью «Пентатоники» являлось стимулирование композиторов на создание новых произведений классического жанра. Не секрет, что данный жанр пока не пользуется большим интересом у публики, поэтому фестиваль был призван популяризировать классическое искусство. Фестиваль и в самом деле открыл новые имена, продемонстрировал успехи молодых композиторов в освоении новых современных жанров, форм, гармонии, фактуры.
Исполнение на концертах не только сочинений современных авторов, но и произведений композиторов – национальных классиков П. Чонкушова, Б. Ямпилова, Ж. Батуева, А. Андреева, Ю. Ирдынеева стало примером преемственности разных поколений.
Мероприятия международного фестиваля современной музыки «Пентатоника» создали базу для успешного продвижения классической музыки монголоязычных народов, расширения культурного пространства.
…В одном из интервью Аркадий Наминович говорил: «Запад практически изжил себя в музыкальном смысле, а Азия только начала раскрывать миру свой потенциал. Нам есть еще куда двигаться, развиваться, у нас огромный простор для творчества». Считаю, что проект Аркадия Манджиева – международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника» должен и дальше жить, чтобы воплотить все планы и мечты нашего любимого композитора в жизнь.

Леонид ЦЕБИКОВ
На снимке: Москва, 2010 год. С бурятским композитором Баиром Дондоковым и председателем Союза композиторов РФ Владиславом Казениным