Буддизм в России начала XX века

Начало в №24 от 6 марта 2025 г.)
На пути к веротерпимости
Многовековая территориальная экспансия России превратила ее в многонациональную империю, что потребовало введения в стране начал веротерпимости, установленных Сводом законов, введенным в действие с 1 января 1835 года. Православие в силу традиции было государственной, «первенствующей» религией, а остальные делились на «терпимые» и «нетерпимые». К «терпимым» относились традиционные религии, которые издавна существовали в империи. К «нетерпимым» религиям относились в основном секты, которые полностью запрещались. Буддизм имел официальный статус терпимого вероисповедания, но нередко дискриминировался как идолопоклонство. Русская революция 1905 года вызвала активизацию национального движения, всплеск политической активности. 17 апреля 1905 года был принят императорский указ «Об укреплении начал веротерпимости». Из 17 его пунктов только один, пункт 16, касался ламаитов (буддистов) – запрещал именовать последних идолопоклонниками и язычниками. Указ не устанавливал равенство между признанными в Российской империи вероисповеданиями и вероучениями, сохраняя приоритетные в государстве позиции Российской православной церкви (РПЦ). И все же это был шаг на пути к реализации свободы совести. Либеральная модель реформирования вероисповедного законодательства была воплощена в проекте Партии народной свободы (Конституционно-демократической), представленном в Думу первого созыва. В его основу было положено новое для российского законодательства начало религиозного самоопределения личности. Признавая за гражданами России свободу совести, законопроект освобождал их от преследований и ограничений в правах за религиозные убеждения. Вплоть до февраля 1917 года это не могло быть осуществлено. Среди активных сторонников этого законопроекта был депутат I Госдумы от кочевых племен Астраханской и Ставропольской губерний, член кадетской фракции Церен-Давид Тундутов.
В принятом единогласно ответном адресе I Думы на приветственную речь императора Николая II подчеркивалось, что необходимо отменить все ограничения, связанные с национальным происхождением. За время ее деятельности образовались самостоятельные национальные парламентские группы: польское коло, литовцы и эстонцы, украинцы, мусульманская партия (Ц.-Д. Тундутов, единственный представитель монголоязычных народов, буддист, примкнул к этой группе). Эти национальные и областные организации составили «Союз автономистов», в который входили также члены кадетской партии, которые, будучи представителями чисто русских областей, являлись в то же время убежденными сторонниками самой широкой децентрализации. Группа «автономистов» насчитывала около 120 человек, из которых 40 были членами кадетской фракции Думы. В ней также был высокий процент крупных землевладельцев. «Союз автономистов» не вел самостоятельной политики, ставя при этом своей основной задачей обсуждение и защиту всех вопросов, в том числе и религиозных, связанных с правами национальностей.
Как известно, Дума первого созыва просуществовала всего 72 дня, успев одобрить один законопроект – внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая. Она была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева». Попытки проведения вероисповедной реформы 1905-1911 гг. так и не завершились созданием новой системы государственно-конфессиональных отношений. Этот «вековой вопрос» империи разрешило Временное правительство в период своих полномочий с марта по конец октября 1917 года. Уже 4 марта оно отменило национальные и вероисповедные ограничения при производстве в офицеры. Прежде профессиональные военные калмыцкого происхождения для продвижения по службе должны были переходить в православие, поскольку оно было доминирующей религией и, по мысли российских властных элит, означало гарантию лояльности. На примере Данзана Тундутова и Батыра Мангатова можно видеть, что это носило чисто формальный характер. Для донских калмыков, несших воинскую повинность, этим постановлением открывалось производство в старшие офицерские чины. 14 июля вышло, пожалуй, ключевое в вероисповедной политике Временного правительства постановление «О свободе совести». В нем провозглашались принципы равенства вероисповеданий и разделения светской и духовной сфер, но сохранялся ряд существенных привилегий РПЦ. Противоречивость конфессиональной политики Временного правительства, тем не менее, не дает оснований недооценивать значение произведенных им изменений.
В области взаимоотношений государства и буддийских общин в позднеимперский период был достигнут своего рода симбиоз. По мнению современного историка буддизма Н.В. Цыремпилова, найден был некий взаимовыгодный алгоритм сосуществования: обе стороны научились друг друга понимать и извлекать какие-то взаимные выгоды. Российские власти очень активно использовали связи буддийских лам в Тибете и Монголии для продвижения там своих интересов. Буддийские ламы, в свою очередь, проявляли высокий уровень лояльности к Романовым. Подчиненное положение по отношению к государственной власти в общем характерно для буддизма: «Законопослушность, как часть их цивилизационного завоевания, видится буддистам главным достоинством подданных». Автор монографии «Буддизм и империя» рассматривает различные аспекты создания властью образа империи через торжественные празднества и памятные события.
Дары от калмыцких лам, поднесенные Николаю II в честь празднования 300-летия вхождения калмыцкого народа в состав России, бережно хранятся в фондах Российского этнографического музея (РЭМ) в Санкт-Петербурге. К их числу относится серебряная скульптура «Зеленая Тара», поднесенная императору 17 февраля 1909 года шаджин-ламой калмыцкого народа Чимидом Балдановым в составе депутации калмыков Астраханской губернии.
Особую ценность представляет серебряная мандала «13 божеств сферы Шри Ваджрабхайравы», которая вместе с двумя креслами была преподнесена в дар Николаю II 25 ноября 1908 года в Царском Селе в Александровском дворце депутацией от донских калмыков. Торжественность этой встрече, на наш взгляд, придавало также то, что цесаревич Алексей, наследник престола, носил титул августейшего атамана всех казачьих войск. Возглавлял делегацию духовный лидер донских калмыков бакши-лама Менько Борманжинов. Мандала была изготовлена в Пекине в XIX веке по заказу буддистов Калмыкии как сакральный предмет для помещения на алтарь в качестве объекта поклонения верующих. Поднесение императору такого дара являлось знаком высшего почитания: властелину империи даруют священную мандалу Владыки Тантры Ваджрабхайравы. Она представляет собой модель, созданную в виде дворца, окруженного концентрическими кругами, в которые вписаны ваджры, восемь Великих кладбищ и кольцо лотосовых прудов. В центре дворца помещен идам (объект медитации) – Великий Шри Ваджрабхайрава (санскр. – «угрожающий ваджрой»). Ваджрабхайрава – тантра относится к высшему разряду тантр и является основной тантрой, практикуемой школой Гелуг в Тибете, Монголии, Бурятии и Калмыкии. Как пишет ведущий научный сотрудник РЭМ М.В. Федорова, этот уникальный памятник буддийского искусства, представляющий большую религиозную, историческую и художественную ценность, поистине можно считать сокровищем РЭМ, не имеющим аналогов в музеях не только России, но и Европы.
Августа Джалаева, Галина Цапник