ЧЕМУ ДЕТЕЙ УЧАТ СЕМЬЯ И ШКОЛА?

Воспитание у калмыков представляет собой многогранный процесс, который пронизан глубокими культурными традициями и историческими особенностями. Этот процесс не ограничивается лишь передачей знаний, но охватывает формирование ценностей, мировоззрения и идентичности, что позволяет калмыкам сохранять свою самобытность на протяжении веков.
С раннего возраста калмыцкие дети находились в атмосфере уважения к старшим и любви к родной культуре. Семья являлась основным институтом воспитания, где родители, ээджи и аавы становились первыми наставниками. Они не только обучали детей основам жизни, но и знакомили с богатым наследием калмыцкой литературы, музыки, танцев и искусства.
Но вместе с тем обычай обязывал детей оказывать почтение и внимание к старшим по возрасту и положению людям, держаться при них корректно, не встревать в их разговоры. Даже достигший совершеннолетия молодой человек не осмеливался попросить у старшего прикурить, а тем паче выпить; он стоял на ногах до тех пор, пока ему не разрешали сесть.
К сожалению, в последние годы наблюдается заметная трансформация в воспитании и поведении калмыцких детей, что вызывает серьезные опасения у представителей старшего поколения и культурных деятелей. Современные дети контрастно отличаются от своих ровесников прошлых лет.
Увы, вошло уже в норму непочтение к старшим со стороны многих детей в современном калмыцком обществе. Ежедневно являюсь свидетелем того, как в городском общественном транспорте школьники не уступают место людям пожилого возраста, репрессированным гражданам. Просто сидят, уткнувшись в свои телефоны. Однажды в автобус, прихрамывая, зашла бабушка лет восьмидесяти. А в салоне все места были заняты школьниками, ехавшими вместе со своей учительницей. Старушка обратилась к ней, чтобы она повлияла на учеников и ей уступили место. На это учительница ответила, мол, с какой это стати дети должны ей уступить места, за которые они заплатили.
Ну что можно здесь сказать? Это действительно тревожный и печальный случай. Уступать место пожилым людям – это не только проявление вежливости, но и уважения к тем, кто имеет больше жизненного опыта и, возможно, нуждается в поддержке. А в нашем случае бабушка к тому же явно была репрессированной. Поэтому ответ учительницы вызывает недоумение. Воспитание уважения и заботы о других – важная часть образовательного процесса. Учителя должны служить примером для своих учеников и поощрять их к проявлению доброты и уважения к пожилым людям. А здесь получается, что сам педагог поддерживает учащихся в неуважении к старшим. Поэтому, возможно, необходимо обсуждение таких вопросов в образовательных учреждениях, чтобы формировать более чуткое и отзывчивое общество.
В продолжение темы замечу, что многим элистинцам наверняка знакома и такая неприглядная картина, когда подростки сидят на спинках скамеек, поставив обувь на сидение. Это совершенно недопустимое и возмутительное поведение. Невольно возникают вопросы: в каких семьях воспитываются эти дети? Неужели они также ведут себя в семьях? Неужто родители не учат их уважению к окружающим? Уж сколько раз твердили миру, что семья – это первая социальная среда, в которой ребенок начинает осваивать основные жизненные навыки и ценности. Если в семье присутствуют негативные модели поведения, это отражается на развитии ребенка, как в нашем конкретном случае.
Вместе с тем многое зависит и от школы, ибо она это второй важный институт, который занимается воспитательным процессом. В школе дети получают не только знания по предметам, но и социальные навыки, такие, как уважение к старшим, проявление доброты и милосердия. И учителя играют ключевую роль в формировании личности, которой в скором времени вступать в самостоятельную жизнь. Однако, если в школе отсутствует поддержка и внимание к индивидуальным потребностям учащихся, это может привести к проблемам в их развитии.
Конечно, пытаясь найти причины невоспитанности многих наших детей, можно сослаться на глобализацию и влияние современных технологий, в условиях которой растут дети. Но все же недостаток внимания со стороны родителей, школы да и общества в целом к вопросам воспитания и передачи культурных традиций играет в нашей проблеме главную роль.
Чтобы изменить эту ситуацию и вернуть уважение к традициям, необходимо, на наш взгляд, предпринять ряд шагов. Во-первых, важно активизировать работу по популяризации калмыцкой культуры и обычаев среди молодежи. Это можно сделать через организацию культурных мероприятий, фестивалей, мастер-классов и конкурсов, которые будут привлекать внимание детей и подростков к их корням.
Во-вторых, необходимо вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения. Семейные мероприятия, направленные на совместное изучение истории своего народа и республики, могут стать отличной основой для укрепления семейных связей и передачи традиций. Важно, чтобы родители сами были заинтересованы в этом.
Введение в школьную программу курсов по национальной этике и обычаям, литературе и языку, а также проведение уроков, посвященных традициям, несомненно, поможет детям осознать важность своей культурной идентичности.
Наконец, необходимы общественные инициативы, направленные на поддержку молодежи и формирование у нее положительных ценностей. Это могут быть молодежные клубы, волонтерские проекты и программы, которые помогут детям развивать навыки общения, критического мышления и уважение к окружающим.
Остается сказать, что современное поколение калмыцких детей сталкивается с вызовами, которые требуют внимания и действий со стороны общества. Восстановление уважения к традициям возможно только при совместных усилиях родителей, образовательных и культурных учреждений. Это позволит не только сохранить уникальное наследие калмыцкого народа, но и воспитать из каждого ребенка здоровую и гармоничную личность, готовую к жизни в современном мире.
Чингиз БАДМАЕВ