«И видеть творческие сны…»

Что, казалось бы, проще создания платья для женщины… Возьмите кусок ткани, окуните в голубую синь неба, добавьте алого блеска утренней зари, капли алмазной росы, киньте золотистую россыпь песка, омытого набегающей волной древнего Каспия, а потом нарисуйте лотосы, что поднялись к небу, в солнечный мир, из бездны тьмы и мрака. И вот песня, которая зовется «платье от Татьяны Миловановой» – именно так думали зрители на показе коллекции костюмов, созданных модельером.
Для того чтобы воспеть весь этот мир из нежнейших красок, сотканный из тончайшего шелка, бархата и парчи, нужно обладать даром богов – уметь «…видеть творческие сны...». Ее коллекция – сплав немыслимых ассоциаций, аналогий, аллегорий – навевает нам воспоминания о прошедшем, где мы все когда-то жили в другой жизни в Монголии, Индии, Японии, Китае. Я бы эту коллекцию еще назвала ностальгией о веках ушедших, где женщины прекрасны, как птицы в райских садах, укутаны в изысканные шелка, расписанные руками художника: недаром показ сопровождали фантастические и загадочные песни и музыка, а еще стихи Тарковского, Блока, Джангра Насунова. Они вызывают из лабиринтов памяти песни птиц, что летят в розово-синих сполохах лотоса. В этот день массивные двери нашей памяти распахнулись, и мы увидели то, о чем мечтает каждая: платья, приглашающие нас почувствовать себя наследницами всей предыдущей культуры восточного костюма, всего, что создано влечением человека к прекрасному.
На демонстрации коллекции охватывает странное чувство: рядом в двух шагах, овевая флером ткани легкой, как дым, скользят прекрасные незнакомки, со взором загадочно устремленным поверх тебя, в даль, и кажется, ты видишь воплощенный в жизнь сон. Летящие линии платьев, мнится, созданы на арфах ветров. У калмыков и монголов традиционные узоры имели свое символическое значение: какие-то сочетания оберегают от неприятностей, другие помогают привлечь достаток. В них совсем нет кричащей яркости, но есть элегантная красота. Особенно запомнились одеяния детей, подростков, незамужних женщин. Кстати, элементы калмыцко-монгольского костюма в последние годы любят кутюрье всего мира. Специфические узоры можно увидеть в знаменитых коллекциях модельеров. В основу кроя положен принцип асимметрии, а ускользающие объемы заставляют догадываться о том, как прекрасны скрытые под ними нежные плечи, грудь, упругость бедер, трогательная белизна рук. В костюмах Татьяны – все недосказанность, все тайна. Разгадать, как создает она свои изделия, кажется невозможным, но что покоряет, несомненно, это точность и текучесть форм. Не имея одного определяющего стержня, все конструкции коллекции кажутся построенными на точном знании мастером сути калмыцкого костюма. Трудно поверить, что буквально за 30 лет создание калмыцкого костюма станет самостоятельным видом искусства и обретет столько поклонников в мире. Возможно, что Татьяна не могла и помыслить о том, что наступит время и все ее изыскания в области калмыцкого костюма, исследования книг, рассматривания старинных пожелтевших фотографий из архивов станут делом, которому она посвятит Время!
Она возьмет в руки лист ватмана и на его белом пространстве начнет реализовывать свои мысли. Путь этот нелегок. Ведь это не хлеб насущный, можно жить и без фантазий. Но она и ее единомышленники вступили на тропу такого неординарного вида творчества – создание калмыцкого костюма и реплик на его тему. Расшитые ткани и немыслимые наряды – все, что в этот вечер увидели зрители – это уникальная восточная традиция. Коллекцию нам демонстрировали (и в этом была своя изюминка) привычные к подиуму, обученные Татьяной модели. Девушки не могли скрыть свой восторг и удовольствие от возможности облачиться в элегантные наряды.
Перед тем как пойти на праздник, я открыла книгу «История моды» и, совершив путешествие по странам и континентам, пришла к одному обрадовавшему меня выводу: желание украшать себя в человеке безгранично, и никакой рационализм не заставит нас поверить, что унификация и однообразие это благо освобождения от казалось бы всем надоевшего вопроса, который встает перед нами каждое утро: что надеть?
Художник моды Татьяна Милованова своим творчеством предлагает нам присоединиться к ее миру фантазии и вымысла. Надеть и носить все то, что она создает, это, конечно, смело и будет рассматриваться соплеменниками как неординарный шаг. Коллекция создана явно не с утилитарной целью, как и все, что сшито для показа возможностей портновского искусства, но почерпнуть из нее, потакая своим мечтам и романтическим стремлениям, возможно.
Чтобы проверить себя и свои впечатления, я спросила доктора филологических наук Тамару Басангову, которая сказала: «Коллекция, безусловно, создание художника, умеющего воплощать в столь эфемерном и нелегком в работе материале, как шелк, парча, кашемир, свои замыслы. Я, когда шла на просмотр, готова была увидеть необычные изделия, и то, что нам показали, меня приятно удивило и обрадовало. Знаете, что я подумала: это мода пришедшего тысячелетия, и ее создатель Татьяна Милованова – человек, остро чувствующий ее поступь, а те, кто будет, я уверена, носить смелые, необычные вещи, тем самым получат возможность подчеркнуть свою единственность, неповторимость».
Праздник моды, устроенный для нас Татьяной Миловановой, никого не оставил равнодушным: показ был окончен, но никто не торопился встать и уйти, все сидели, как завороженные, ожидая еще чего-то, потому что увиденное в их душах не имело пока названия. Казалось невозможным выйти на улицу в темноту ночи после такой феерии красок, звуков, поэзии, красивых лиц. Демонстрации прокомментировала Галина Манджиева, хореограф-педагог, близкий по духу человек искусства.
«Вы знаете, Татьяна меня покорила давно, – поделилась Галина Ильинична. – В коллекции есть то, что делает ее неповторимой, – фантазия. Еще одно ее достоинство – цветовая гамма, она умеет видеть тончайшие переливы цвета, она колорист и каждое платье создает, как картину, неповторимую и запоминающуюся. Мне очень понравились платья, выполненные по восточным мотивам в ало-лазурных теплых тонах. Я думаю, ее произведения – невозможно дать иные точные определения этим костюмам – найдут своих почитателей и поклонников. Они штучный товар, созданный для эстетов, для тех, кто стремится через одежду выразить свой внутренний мир. Чем богаче живет общество, тем больше будет людей, имеющих возможность позволить себе относиться к одежде как к произведению искусства и желающих, чтобы она таковой была. Это наша мечта – одежда, сшитая только для нас. И как хорошо, что находятся в Калмыкии люди, готовые поддержать творческий порыв».
Во все времена искусство костюма требовало огромных денежных и временных затрат и отстраненности художника от быта. Оно могло воплотиться в жизнь только благодаря меценатам. Приятно сознавать, что прекрасные традиции, заложенные в прошлые века в России Мамонтовым, Третьяковым, Остроуховым и другими, находят подтверждение и продолжение в наши дни. Умение поддержать творческих людей, таких как Татьяна Милованова, сродни умению созидать. Любой шаг в искусстве имеет своего вдохновителя, и хочется, чтобы таких подвижников, ратующих за красоту и разнообразие жизни, было больше.
На празднике, устроенном в честь 30-летия Театра костюма и пластики присутствовало много известных в республике творческих людей. Народная артистка Калмыкии Вера Тепкеева все действо принимала очень живо, с глубоким переживанием и уникальностью возникающих чувств. Она призналась: «Мне хотелось бы, чтобы коллекцию создателя и бессменного руководителя театра Татьяны Миловановой увидело как можно больше людей. Я знаю, что театр на днях представлял нашу республику в Тольятти и имел огромный успех. Ему предоставляют самые престижные площадки. Мы гордимся его успехами. Думаю, что коллекцию театра нужно показывать не только в Элисте, но и в районах, ведь там много девочек и мальчиков, бредящих искусством, желающих найти себя в творчестве. Целая плеяда манекенщиц из Калмыкии, прошедших школу в Театре костюма и пластики, сегодня успешно работают на подиумах мира, и в этом, несомненно, ее заслуга. Для молодых Театр костюма и пластики словно оазис среди песков, побудительный мотив к воплощению тайной мечты. Известно, что все таланты рождаются в провинции, она питает большие города своим свежим взглядом на окружающий мир. Коллекцию Татьяны Алексеевны Миловановой мы воспринимаем как совершенно оригинальный взгляд на театральное искусство. Танцы, музыка, поэтическое слово и, главное, дизайн калмыцкого костюма – все это вместе создает праздник для глаз».
Мне думается, этот показ к 30-летию Театра костюма и пластики Татьяны Миловановой явился итогом и началом нового отсчета перед нелегкой дорогой ради служения феномену в мире искусства – калмыцкому национальному костюму.
Гюльфери АККОЧКАРОВА,
член Союза журналистов России





















Республиканская газета, издающаяся на калмыцком и русском языках. Газета освещает общественно-политические события, происходящие в Калмыкии, а также публикует материалы по культуре и языку калмыков.