«Наш театр - это коллектив единомышленников»

Сегодня, 14:08 | Общество, Культура

Самый молодой театр нашей республики - государственный театр кукол «Джангар» недавно открыл свой пятый театральный сезон. За это время театр стал известным не только в своей республике, но и во всей театральной среде России. Какими были годы становления театра, что двигало молодой коллектив вперед и как они завоевали зрителей. Обо всем этом и о творческих поисках, мы беседуем с директором театра заслуженным работником Республики Калмыкия Кеэмой Николаевной Берединой (на снимке), которая сегодня отмечает свой день рождения.
- 18 октября наш театр распахнул двери уже в пятый раз, ознаменовав начало нового сезона. За прошедшие годы мы прошли большой путь. Зрители увидели 30 постановок – это вечерние спектакли для взрослых, представления для школьников и бэби-спектакли для самых маленьких. Наш театр побывал на 13 фестивалях, представляя республику в разных уголках страны.
В первом сезоне мы сосредоточились на формировании репертуара, во втором активно вели переговоры с театрами для участия в программе «Большие гастроли». Третий и четвертый сезоны были посвящены поездкам на фестивали по всей стране. Кроме того, мы открыли театральную студию для детей, где юные таланты могут раскрыть свой творческий потенциал. В текущем сезоне мы планируем организовать обменные гастроли с театрами соседних регионов и гастроли по районам Калмыкии.
- Мы знаем, что «Джангар» изначально стремился к более широкой аудитории. Такую возможность давали фестивали. Что помогало, и кто способствовал вам на этом сложном пути?
- В начале творческого пути, когда мир фестивалей театров кукол казался огромным и сложным, нам очень помогла встреча с Екатериной Борисовной Морозовой, театроведом, кандидатом искусствоведения, экспертом Национальной театральной премии «Золотая Маска», театральным критиком. Именно она посоветовала нам обратить внимание на Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина» в Омске.
Участие в этом фестивале в 2023 году стало для нас настоящим подарком. Там мы познакомились с Сергеем Александровичем Федоричевым, художником из Омска. Его уникальная концепция сценографии произвела на нас большое впечатление. Сергей Александрович с радостью откликнулся на предложение о сотрудничестве. В ноябре 2024 года вместе с режиссером Алексеем Саранговым они выпустили спектакль «Онегин». За год спектакль успел побывать на четырех театральных фестивалях и получил высокие оценки, как от жюри, так и от зрителей.
Фестиваль «В гостях у Арлекина» познакомил нас и с Екатериной Тихоновой, талантливым режиссером театра кукол из Санкт-Петербурга. Для наших юных зрителей Екатерина вместе с художником Анной Белопуховой и композитором Антоном Алексеевским создали спектакль «Дюймовочка». Премьера этой музыкальной одиссеи по сказке Андерсена состоялась в марте 2025 года.
В июне этого года театр принял участие в II Всероссийском фестивале национальных театров. В ходе этой театральной встречи, которая проходила в Хакасии, наш театр познакомился с творчеством коллективов из Татарстана, Алтая, Карелии и Чувашии.
Фестивали в Омске и Абакане оставили у меня яркие впечатления, благодаря встречам директоров, которые были частью их программы. Эти встречи предоставили нам возможность обменяться опытом, обсудить возникающие проблемы и поделиться успешными практиками выполнения государственных заданий и решения экономических вопросов. Выяснилось, что многие театры сталкиваются с похожими трудностями: нехваткой квалифицированных кадров и технического персонала, причем специалистов по свету и звуку часто приходится обучать с нуля.
- Итак, участие в фестивалях помогало творческому составу театра не только показывать свои спектакли, но и становилось школой творческого роста. А главное, стало той площадкой, на которой вы знакомились с самыми известными специалистами и профессионалами в области театра кукол.
Расскажите о работе с режиссером, обладательницей «Золотой маски» и «Золотого софита» Екатериной Ложкиной-Белевич.
- Считаю возможность поработать с мастером такого масштаба большой удачей для театра и зрителей. Екатерина - внимательный и чуткий режиссер, она обладает удивительным даром улавливать настроение детской аудитории.
Чудесная сказка-притча «Рикки-Тикки-Тави» появилась в репертуаре нашего театра к III Международному буддийскому форуму при поддержке Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия.
Над спектаклем под руководством автора инсценировки и режиссера Екатерины Ложкиной-Белевич работала команда профессионалов из Санкт-Петербурга: художник – Наталья Бакулева, художник по свету – Ксения Козлова, композитор – Евгений Серзин, ассистент по пластике – Джамиля Билялова, куратор проекта, соавтор инсценировки – Валерия Черкасова.
Кроме того, этот проект стал ценным опытом работы над кукольным спектаклем для наших актёров, художника по свету и звукорежиссера.
- Участие в федеральном проекте «Большие гастроли» стало важным событием в жизни театрального коллектива.
- В прошлом году театр принял участие во Всероссийской программе «Большие гастроли» (направление для детей и молодежи), что стало для нас значимым событием и открыло новые горизонты для развития.
Велись активные переговоры с театрами из разных регионов, тщательно подбирался репертуар, чтобы достойно представить наш регион и показать зрителям по-настоящему интересные постановки.
Так в октябре 2024 года якутский зритель познакомился с театром кукол «Джангар» из Калмыкии. На сцене Театра юного зрителя мы показали историю «Сар-Герел» и всеми любимого «Мойдодыра».
Сейчас мы снова ведем переговоры с другим мощным театром, но не будем раскрывать все секреты, скоро вы все узнаете.
- Театр от постановки к постановке постоянно подпитывается новыми идеями и обрастает творческими единомышленниками. Такая открытость к новым проектам возможна только при наличии команды увлеченных и преданных своему делу людей.
- Как директор театра, я глубоко убеждена, что основа успешной работы заключается в создании сплоченной и профессиональной команды. Каждый член нашего коллектива вносит свой уникальный вклад развитие театра, и именно это разнообразие делает нас сильнее.
Художественный руководитель Зоя Нюкеевна Хонхолджинова - это воплощение опыта и дисциплины. Её умение организовать процесс и направить творческую энергию в нужное русло позволяет нам достигать высоких результатов. Она всегда знает, как вдохновить команду и создать атмосферу, в которой каждый чувствует себя важным.
Главный режиссер Алексей Владимирович Сарангов привносит в нашу работу свежие идеи и нестандартный подход. Его креативность и смелость в экспериментах открывают новые горизонты для театрального искусства. Благодаря его спектаклям, мы можем удивлять зрителей и предлагать им уникальные впечатления.
Заведующий литературной частью Эльзята Владимировна Манджиева - это человек, который в курсе всех предстоящих фестивалей. Она занимается подачей заявок на участие в них и ведет переговоры с организаторами. Кроме того, Эльзята Владимировна представляет наш театр в социальных сетях. Из ее публикаций подписчики узнают о новых спектаклях, ближе знакомятся с актерами и закулисьем.
Говорить о коллегах можно бесконечно, но есть люди, чья роль в команде настолько значима, что их нельзя обойти вниманием. Хочу особо отметить начальника по работе со зрителями, Елену Максимовну Дакову. В её ведении – вся работа со зрителями, билетное хозяйство, сложнейшая логистика поездок на фестивали, закупка билетов, организация автотранспорта ... И это далеко не полный список её обязанностей – Елена Максимовна делает гораздо, гораздо больше для успеха нашего общего дела.
Пользуясь случаем, благодарю коллектив Театра кукол «Джангар» всех и каждого. Вместе мы создаем нечто большее, чем просто театр. Мы строим сообщество, где каждый может реализовать свой потенциал и внести свой вклад в общее дело. И именно это делает нашу команду по-настоящему сплоченной и уникальной.
И вот когда эти пазлы сходятся, когда каждый на своем месте, когда есть тот самый синергетический эффект, театр оживает. Это не просто место работы, это организм, живущий и дышащий искусством. И я, как директор, чувствую огромную ответственность за то, чтобы этот организм был здоров, чтобы каждая «клеточка» чувствовала себя комфортно и приносила пользу.
Конечно, бывают и разногласия, споры, творческие баталии. Но это нормально. В споре рождается истина, а в творческом споре рождается нечто действительно гениальное. Моя задача – создать такую атмосферу, где каждый может высказать свое мнение, где приветствуется инициатива, и где нет места для зависти и интриг.
Театр – это не просто стены и декорации, это люди. Это актеры, осветители, костюмеры, гримеры, администраторы, кассиры. Каждый из них вносит свой вклад в общее дело, и каждый заслуживает уважения и признания. Я стараюсь быть внимательной к каждому, понимать их проблемы и помогать им в их решении.
- Как вы сказали, что театр - это живой организм. И это требует притока не только новых идей, но и притока новых сил.
- И конечно, для меня, как для директора, важно не только сохранить существующую команду, но и привлекать новые таланты. Мы постоянно находимся в поиске новых актеров, режиссеров, художников. Мы проводим мастер-классы, творческие встречи, прослушивания.
Иными словами, работа в этом направлении не прерывается. У нас появились два новых актера, которых мы планируем обучать. В прошлом году мы отправили запрос в РГИСИ на целевое место по программе обучения режиссера театра кукол, и в этом учебном году получили положительный ответ.
Вместе с творческим процессом мы постоянно проявляем заботу о подготовке кадров. Мы открыты для всего нового и интересного. Хочу вновь повторить, что театр – это живой организм, который должен постоянно развиваться и расти.
- Что для вас является главным в работе театра?
- Самое главное – мы любим зрителя. Мы работаем для него, мы создаем спектакли, которые трогают его сердце, заставляют его задуматься, смеяться и плакать. Мы хотим, чтобы каждый, кто пришел к нам в театр, ушел с ощущением, что он прикоснулся к чему-то настоящему, прекрасному и вечному.

Беседовала Галина ХЕЙЧИЕВА

Основные достижения театра в 2021-2025 гг.:
– осуществлен ряд гастрольных поездок по Калмыкии, а также в Якутию в рамках Всероссийской гастрольной программы «Большие гастроли»;
– участие в крупных театральных фестивалях: VII Международный фестиваль театров кукол «В гостях у Арлекина» (Омск), I Международный фестиваль театров кукол «Яндар», III открытый фестиваль театров кукол «Патриот», IХ Международный театральный фестиваль «Любовь, что движет солнце и светила», III Международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман», II Всероссийский фестиваль национальных театров, IV Межрегиональный фестиваль им. А.Н. Толстого «Время театра»;
– проведен I региональный фестиваль «Элиста театральная», II республиканский театральный фестиваль «Белый лотос»;
– реализованы проекты: постановка спектакля-урока «Последний декабрь» (режиссер А. Сарангов). Грант ООО «Российский фонд культуры»; постановка спектакля «Голубая Лала» (режиссер З. Хонхолджинова). Грант ПФКИ; постановка спектакля «Олна баатрмуд» (режиссер А. Сарангов). Грант ПФКИ;
– в 2023 году набран целевой курс в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург) по специальностям факультета театра кукол «актер», «художник-постановщик».
– запущен творческий проект «Театральная студия «Маленький принц». Проект предназначен для детей в возрасте от 7 до 16 лет;
– создан проект бэби-театра для малышей от 1 года до 3 лет.