Белая дорога Ивана Уланова

Великий артист, человек-эпоха в театральном искусстве Калмыкии Иван Уланов ушел летом этого года. Но он успел оставить нам замечательную книгу под названием «Белая дорога счастья» книгу-размышление, книгу-исповедь. Она написана в жанре мемуарной литературы, ее презентация с успехом прошла в Национальной библиотеке им. А.М. Амур-Санана. Об этом коллеги уже писали.
В последние годы многие известные люди обращаются к этому жанру, поскольку мемуары, служа и историческим материалом, и документальным свидетельством, позволяют понять роль личности в истории, сохраняют дыхание эпохи и служат основой для осмысления событий с точки зрения современника. Такой и получилась книга Ивана Алексеевича, ставшая одной из наиболее удачных в калмыцкой мемуаристике.
Сразу отмечу большую работу над подготовкой книги заслуженного работника культуры РК, главного библиотекаря Национальной библиотеки Ирины Дензиновой, которая выступила не просто как переводчик, но и очень грамотно провела литературную обработку текстов, написала авторское предисловие к книге. Вот как отзывается Ирина Очировна о своей работе с большим мастером: «Для меня было еще одной большой удачей участие в подготовке новой книги Уланова И.А. Необходимо было сделать перевод с калмыцкого на русский язык сборника «Сиврин зургуд» («Сибирские рассказы»), который составил первую часть книги «Белая дорога счастья», а также собрать и систематизировать весь немалый массив республиканской прессы о жизни и творчестве Ивана Алексеевича. Я искренне благодарна своей судьбе за возможность творческого общения с таким талантливым человеком…» До этой книги ею совместно с коллегой Э. Манджиевой была подготовлена к изданию книга «Сибирские рисунки» с переложением устной авторской речи на письмо.
Талантливое исполнение ролей, мастерское перевоплощение, удивительная харизма И. Уланова всегда привлекали режиссеров, журналистов, коллег и друзей. О его творчестве писали федеральные газеты и журналы, включая такие профессиональные издания, как журналы «Театр» и «Театральная жизнь». Он всегда был желанным собеседником для представителей калмыцких СМИ. Писали о нем все газеты, которые когда-либо выходили в Калмыкии и издаются сегодня. Это республиканские газеты «Советская Калмыкия», «Известия Калмыкии», «Аргументы Калмыкии», «Парламентский вестник», «Калмыкия сегодня», «Вестник Калмыкии», муниципальные газеты «Элистинские новости», «Элистинская панорама», «Приморские известия», «Рассвет» и другие районные газеты. О творчестве Ивана Уланова писали известные журналисты Галина Хейчиева, Надежда Балакаева, Валентина Убушаева, Вера Манжусова, Раиса Манжилеева, Надежда Дорджи-Гаряева, Маргарита Арзаева, Баатр Амтеев, Герел Нурова, Людмила Турченко, Галина Бальджирова и др.
Воспоминания дополнены фотографиями из семейного архива и снимками из театральных постановок. Получился своеобразный отчет мастера перед читателем, ретроспективный взгляд на судьбу человека, сотканную, как полотно, из ярких, разноцветных талантов – талантов художника, артиста, наставника. Блистательный, но в то же время сложный путь прошел Иван Уланов. Особенно трогательны воспоминания о детстве, творческом пути, театре, счастливой театральной судьбе.
Даже в самые, казалось бы, безысходные годы он находил дело для души и сердца. В ссылке начал рисовать портреты земляков, тем самым, сам не осознавая, оставил о них долгую память. Сегодня можно говорить о смелости ссыльного юноши: в то время, когда везде висели только портреты вождей партии и правительства, – рисовать бесправных, подвергшихся жуткой репрессии земляков. И рисовал талантливо. Так высокая правда сочетается с печалью.
Это доверительное повествование читателю о времени, которое бывает разным, но сущность человека в том, чтобы оставаться самим собой, не изменяя ни любимому ремеслу, ни совести.
В книге удачно сочетаются цитаты из классиков русской и зарубежной литературы — А. Пушкина, А. Чехова, У. Шекспира, литературного критика и публициста В. Белинского, а также М. Карима и М. Ольмезова. Но больше всего, конечно, калмыцких авторов. Это Б. Басангов, С. Каляев, М. Нармаев, А. Балакаев, А.Тачиев, В. Шуграева, Х. Сян-Белгин, К. Эрендженов и эпос «Джангар». Рефреном проходит стихотворение Д. Кугультинова «От правды я не отрекался».
Читая книгу, понимаешь, что И. Уланов успел ощутить пристальное внимание к себе режиссеров, получил свою долю комплиментов, зрительскую преданность и любовь. Коллеги особенно ценили его и всегда отмечали артистический талант. Так, Г. Шураева, генеральный директор Национального драматического театра имени Б. Басангова, подчеркивала «Иван Алексеевич – гордость нашего театра, наше достояние. За многие годы творческой деятельности им создано более двухсот ролей в спектаклях по пьесам отечественной, зарубежной и национальной драматургии, многие из которых по праву вошли в золотой фонд калмыцкой сцены: Войницкий («Дядя Ваня» А. Чехова), Лир («Король Лир» У. Шекспира), Ленин («Именем революции» М. Шатрова), Джангар («На острие копья» Б. Очирова), Закрия («Запоздалый богач» Б. Басангова), Сталин («Араш» Б. Манджиева), Булмг («Энкр манахс» В. Шуграевой), Ансельм («Скряга» Мольера), Яшка («Хорошо живем» В. Гуркина), Джанва («Авальм мини» М. Ольмезова). … Все его работы совершенно разноплановые, разнохарактерные, созданы артистом благодаря его высокому профессионализму, широте творческого диапазона, природной органичности и прекрасным внешним данным».
Вот как о коллеге писал заслуженный артист России Юрий Ильянов: «Благодаря его видению роли секретаря парткома Соломахина в «Протоколе одного заседания» А. Гельмана, в спектакле как бы появляется второй главный герой. Нет, он не «забивал» партнеров сильными красками своей игры. Но он был совестью спектакля. Поэтому, когда герой И.А. Уланова произносил свой монолог, зал взрывался аплодисментами и приветствовал актера, ставшего символом партийности, честности и принципиальности…».
С. Яшкулов, заслуженный артист России, заслуженный артист Калмыкии, отмечал: «Лучшие качества его как актера проявились, на мой взгляд, в работе над спектаклем «Выходили бабки замуж» по пьесе башкирского драматурга Ф. Булякова. Уланов перевел пьесу на калмыцкий язык и в спектакле исполнил главную роль. Понимание сценического материала, его глубокое постижение, яркость воплощения, импровизация — составные успеха спектакля…».
Режиссер Б. Манджиев, который дольше всех работал с актером, признавал: «Иван Алексеевич для нашей молодежи – настоящий гуру, человек, о котором ходят легенды, он был в числе первых артистов Государственного калмыцкого ансамбля песни и танца «Тюльпан» (играл в оркестре), ведущим артистом Калмыцкого драматического театра... Какие только прилагательные не использует молодежь, характеризуя Ивана Алексеевича: замечательный, интеллигентный, тонкий, мудрый, доброжелательный, начитанный, воспитанный, мягкий, обаятельный; список они могут продолжать до бесконечности. А я бы сказал только одно: Иван Алексеевич – Личность! Личность и в человеческом, и в творческом плане».
Вот мнение балкарского поэта, драматурга, прозаика и переводчика Мурадина Ольмезова, автора пьесы «Изнанка тишины», которая на фестивале театров Юга России признана лучшей пьесой 2017 года: «Иван Алексеевич, вы подарили моему герою Джанве лучшие свои человеческие качества, мне как драматургу – незабываемые минуты счастья. Никого не могут оставить равнодушными ваша интеллигентность, актерское благородство…».
И вновь Сергей Яшкулов: «В театр пришла молодежь – выпускники Академии театрального искусства (Москва). Молодежь в театре всегда тянется к ярким творческим личностям. Думаю, они найдут в лице Ивана Алексеевича такую личность, артиста широкого творческого диапазона, истинного профессионала, трепетно относящегося к своему ремеслу, чуткого наставника с его глубокой интеллигентностью и творческой принципиальностью»
И нашли. Подтверждением служат слова молодых коллег: Марина Кикеева, заслуженная артистка Калмыкии, руководитель театра «Курс» (Москва): «Лично меня поражает в Иване Алексеевиче его интеллигентность, внутренняя культура, доброжелательность и безграничное обаяние. Эти качества сразу же влюбляют и привязывают к нему всех, кто знаком с ним…Замечательный коллега, добрый наставник, старший товарищ и пример настоящего верного служения театру».
Алексей Сарангов, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, лауреат национальной премии «Улан зала» в номинации «Муза», главный режиссер Калмыцкого государственного театра кукол «Джангар»: «Мне кажется, что любой из нас, молодых артистов, мечтал бы так достойно и красиво прожить творческую жизнь, как Иван Алексеевич…Встречи и беседы с ним всегда радость, всегда открытие чего-то нового, неожиданного, даже в обыденном он может увидеть прекрасное. И это замечательно».
Об Иване Алексеевиче на самом деле, как пишут коллеги, можно говорить много и долго, потому что он «…прожил замечательную, интересную и насыщенную событиями, жизнь. Он помнит военные годы, депортацию, возрождение республики, ее становление, все это он не просто помнит, он прожил и пережил эти непростые времена, сохранив доброжелательное отношение к людям».
Из интервью И. Уланова: «Оставаясь наедине с собой, о чем думаете? – Таланту нужны две вещи: пережитое потрясение и способность быть потрясенным. Потрясений в моей жизни было с лихвой. А быть потрясенным… Вот задумываюсь над этим часто. Чем еще удивит меня эта жизнь, и чем я ее удивлю. Хотел бы сохранять в себе способность не становиться в позу, органично вписываться между прозой и поэзией, между кухней и банкетным залом, между изяществом и пошлостью».
Удалось мастеру сохранить все лучшие свои качества и сохраниться как гармоничной и цельной личности. В том числе благодаря тому, что рядом с ним более 60 лет была муза, верная супруга и хранительница очага Валентина Чотлаевна, тоже удивительно творческая личность. В книге много выдержек из ее книги «Чудо! Сказка!». Долгая счастливая жизнь двух талантливых людей – предмет отдельного рассказа, внимания и признания.
Раиса Дякиева,
доктор педагогических наук,
профессор КалмГУ























Республиканская газета, издающаяся на калмыцком и русском языках. Газета освещает общественно-политические события, происходящие в Калмыкии, а также публикует материалы по культуре и языку калмыков.