Не забыты уроки истории

15-12-2015, 12:36 | Общество

В минувшую субботу в Национальной библиотеке им.А. Амур-Санана в рамках межрегионального фестиваля репрессированных народов состоялся "круглый стол" по теме "Репрессированные, но не сломленные. Незабываемые уроки истории". В его работе приняли участие представители репрессированных народов Кавказа, общественность Калмыкии. Вел заседание заместитель министра культуры и туризма РК Николай Санджиев.
С докладом выступил доктор исторических наук, профессор КИГИ РАН Константин Максимов, в котором сообщил, как в годы минувшей войны под надуманными предлогами в восточные регионы страны и в Среднюю Азию было насильственно депортировано около двух миллионов представителей народов СССР. Они подверглись выселению в основном по национальному признаку. Причем, с точки зрения ученого, их участь была обречена заранее. За тяжелые поражения Красной Армии в первые годы войны надо было найти крайних. И они нашлись в виде народов-изгоев. Хотя масштабы коллаборационизма изгнанных народов никак не превышали фактов предательства, имевших место среди других народов СССР. Что касается дезертирства, то этот показатель у калмыков был в 20 раз меньше, чем в целом по стране! Стало быть, продолжал Максимов, первая причина для депортации была политическая.
Раскрывая вторую причину, профессор сообщил, что в августе 1943 года четыре ведущих наркомата страны обратились к руководству Советского Союза с просьбой из-за острой нехватки трудовых ресурсов укрепить кадрами ряд отраслей промышленности. Насильственно депортированные народы и составили костяк необходимых трудовых ресурсов. Например, рыбную отрасль необходимо было пополнить 70 тысячами рабочих. Из них 12 тысяч составляли ссыльные калмыки. И так по ряду других отраслей. Таким образом, резюмировал профессор, вторая причина для депортации явилась экономическая.
К сожалению, продолжал ученый, в последние годы не прекращаются попытки исказить историю, сознательно преувеличить роль сотрудничества с немцами депортированных народов. В этой связи профессор сослался на энциклопедию "Сталинградская битва", в которой приводятся недостоверные факты по количеству коллаборационистов среди калмыков. В издании их количество превышено в разы. Максимов сказал, что имел разговор на этот счет с издателями, и они обещали исправить ошибки.
Завершая выступление, Максимов отметил, что обращение к этой теме не преследует цель бередить раны. Задача состоит в том, чтобы восстановить справедливость, добиться правды, чтобы подобное никогда не повторилось.
Народный поэт Кабардино-Балкарии Салих Гургуев вспомнил тяготы ссылки своего балкарского народа, в ходе которой погибло большое количество соплеменников. Но никакие страдания и унижения, обрушившиеся на народ, не смогли уничтожить дух балкарцев, их язык, традиции и культуру. По словам Гургуева, политика государства, направленная на геноцид малых народов, идет еще с 1912 года. В царских архивах обнаружены документы, свидетельствующие о том, как государство намеревалось усмирить Кавказ. Для этой цели рекомендовалось выселять горцев в другие регионы и расселять не компактно, а раздельно.
Своими воспоминаниями о ссылке поделился калмыцкий писатель Николай Илюмжинов. Ему в ту пору было 14 лет, отец воевал на фронте. Было холодно, голодно, тоскливо от полного бесправия. Но выручала взаимопомощь ссыльных. Они никого не оставляли в беде, делились последним. Большую помощь калмыкам оказывали местные жители, которые помогали нуждающимся, чем могли.
Поэт-переводчик из Ингушетии Раиса Дидигова вспомнила незабываемую встречу с народным поэтом Калмыкии Давидом Кугультиновым во время его участия в первом съезде ингушского народа. Она выразила ему огромную благодарность за поддержку в деле по возрождению братского ингушского народа, сказала, что никогда не забудет тот момент, когда она читала стихи, которые до глубины души тронули калмыцкого мэтра. "Он подошел ко мне, прижался к моему лицу щекой и произнёс: "Никто так хорошо не писал о депортации на русском языке. Спасибо, доченька, - призналась поэтесса. - Я эти слова не забуду никогда!"
Мэтр калмыцкой литературы, ветеран Великой Отечественной войны, народный писатель Калмыкии Андрей Джимбиев раскрыл сущность несправедливости и произвола сталинской власти по отношению к репрессированным народам. Причем доказал он это на простых примерах. Он непосредственный участник войны, в составе 28 Армии освобождал родную Элисту. Несколько раз был ранен, имеет боевые награды. Храбро воевал его отец, а также два брата отца. А по окончании войны они находились в Сибири в качестве спецпереселенцев, регулярно ходили в комендатуру отмечаться.
Народный поэт Калмыкии Владимир Нуров в первую очередь воздал должное людям старшего поколения за то, что они в Сибири, несмотря на жестокий произвол и страдания, сумели сохранить нацию, язык, культуру и традиции народа. Он также отметил бесчеловечность и высшую несправедливость сталинских властей по отношению к репрессированным народам, когда не только стариков, женщин и детей причисляли к изменникам родины, но даже тех, кто реально с оружием в руках воевал в Красной Армии, имел высокие боевые награды за мужество и отвагу. Не абсурд ли это!
Представитель Чеченской Республики в Республике Калмыкия Умар Эльжуркаев вышел на трибуну с обширным наглядным материалом, подтверждающим преступность сталинских указов о ссылке целых народов. По словам оратора, он с юных лет собирает материалы по депортации. В 1975 году пострадал за высказывания на эту тему и был исключен из вуза. В 2000 году сидел некоторое время в тюрьме за защиту простых чеченцев от произвола во время чеченской войны. Умар Макаевич сказал, что чеченцы всегда считались храбрыми защитниками родины, они составляли личную охрану Николая II, в 1916 году совместно с ингушами разгромили непобедимую германскую железную дивизию, за что удостоились высоких наград и похвалы от царя. Говоря о ссылке чеченцев в Казахстан, Эльжуркаев отметил, что при этом со стороны НКВД допускались факты неслыханной жестокости. Не желавших подчиняться расстреливали, убивали стариков, женщин и детей.
Итоги заседания подвел Николай Санджиев.

Василий ШАКУЕВ