Предложения региона - в практику федерации

16-02-2016, 12:42 | Экономика, Общество

На минувшей неделе прошел первый этап съезда партии "Единая Россия", он начался с работы так называемых дискуссионных площадок с участием федеральных министров, депутатов Госдумы РФ, глав регионов экспертного сообщества. В работе одной из площадок, которую вел председатель бюджетного комитета Госдумы РФ Андрей Макаров с участием министра финансов России Антона Силуанова, выступил с целым рядом очень важных предложений Глава РК Алексей Орлов. Об этом подробнее он рассказал в интервью директору ГТРК "Калмыкия" Михаилу ТКАЧЕВУ.

- Во-первых, предваряя то, о чем я говорил на съезде, хотел бы сказать, что эти вопросы прорабатывались высшим советом партии "Единая Россия" в течение всего подготовительного периода к работе съезда для того, чтобы наметить все дискуссионные моменты. Вопросы, которые обсуждались бы на первом этапе съезда, вошли потом в предвыборную программу партии. Если конкретно говорить о моих предложениях, их было четыре, и, конечно же, я основывался на региональном опыте с тем, что они войдут в предвыборную программу партии, послужат на благо жителей республики и будут работать в масштабах всей Российской Федерации. Не секрет, что сегодня крайне тяжелая экономическая ситуация в стране, мы, региональные руководители, сталкиваемся с тем, что ряд полномочий переходит из федерального центра на уровень регионов. И не всегда эффективно изыскиваются источники финансирования, собственно этим мы занимались в высшем совете партии.
Первый вопрос касался перераспределения доходов между уровнями бюджета от акцизов на алкогольную продукцию, так как это работает по акцизам на нефтепродукты. Мы считаем, что перераспределение могло бы сегодня помочь регионам пополнить казну. Второй вопрос касался уплаты налогов на доходы физических лиц по месту регистрации плательщика. Здесь я исходил из практики нашего небольшого региона, но таких регионов немало. Сегодня правительство РФ начинает оптимизацию, реструктуризацию собственных расходов в части, касающейся укрупнения, оптимизации бюджетов различных федеральных органов исполнительной власти. Так происходит на примере нашей республики по некоторым предприятиям и организациям, которые укрупнились, их функции передаются в единые центры. Для примера приведу такие организации, как Росприроднадзор, Ростехнадзор, Управление службы судебных приставов. Вместе с ними уходят и налоги на НДФЛ, которые уплачиваются по месту регистрации работодателя, а не по месту регистрации налогоплательщика. А ведь они являются жителями нашей республики, и, если вчера это обособленное подразделение платило налоги в республике, то сегодня оно платит в других регионах. Мое предложение было конкретным: законодательно закрепить право взимания налога по месту регистрации.
Третий момент касался казначейского сопровождения госзаказов, к сожалению, мы сталкиваемся с этим регулярно. Несмотря на наличие всех надзорных органов, непосредственное доведение финансовых средств до получателя, эффективное расходование федеральных средств оставляет желать лучшего. Мое предложение сводилось к тому, чтобы в регионах ввести федеральное казначейское сопровождение государственных контрактов и заказов на сумму свыше 1 млн рублей. Это не значит, что мы снимаем с себя ответственность за исполнение государственных заказов и контрактов и переваливаем эту ношу на чужие плечи. Мы добиваемся, чтобы федеральное казначейство без посредников работало напрямую с подрядчиком. При этом при исполнении своих работ последний отчитывается непосредственно перед федеральным казначейством.
Четвертое предложение касалось финансового образования наших граждан. На сегодняшний день лишь 49 процентов населения нашей страны держит свои сбережения на банковских счетах, банковских вкладах. Всего около 25 процентов граждан РФ пользуются кредитными картами, ведут безналичные расчеты. Подавляющее число россиян (87 процентов) использует всего лишь одну систему пенсионного накопления - государственный Пенсионный фонд РФ. Но ведь существуют другие системы государственно-частного партнерства или чисто государственные, допустим, Сбербанк. Люди подчас об этом не знают. И, к сожалению, эта финансовая неосведомленность плюс те факторы, которые я перечислил выше, приводят к перекосам нашей экономики.
Еще один аспект, который, к примеру, касается нашей республики, - это закредитованность населения зачастую в конторах так называемого микрозайма, где сумма годовых процентов подчас возрастает до тысячи процентов. При этом заемщик, не прочитав договор, рискует быть обманутым и подвергнутым штрафным санкциям.
Это, собственно, приводит к тому, что растет разветвленная сеть полукриминальных коллекторских контор. И в последние годы мы сталкиваемся с дикими случаями, когда коллекторы применяют вопиющие незаконные методы, чтобы вернуть средства в кредитные учреждения.
Финансовое образование населения и финансовый ликбез - эти вопросы партии можно взять под свой контроль, тем более, используя тот ресурс, который имеется у государства: Росфиннадзор и министерство финансов, управление финансами, федеральное казначейство, и учебные заведения. Все эти занятия, во-первых, должны проводиться бесплатно, во- вторых, доходчиво и охватывать самые широкие слои населения.
- Алексей Маратович, как вам видится дальнейшая судьба этих предложений? Какие из них можно начать реализовывать сейчас силами нашего регионального правительства?
- Нужно заняться финансовым образованием. Конечно, три предложения, которые прозвучали выше, касаются Российской Федерации и, безусловно, требуют изменения нормативно-правовой базы, принятия Госдумой РФ законов, постановлений, решений правительства РФ, а вот на региональном уровне мы можем заняться финансовым
образованием населения. У нас есть институты, которые я перечислил выше, профессиональные, грамотные специалисты. Здесь лишь необходимы воля представителей органов исполнительной власти, и, конечно же, партийный контроль.
- Вы сказали о партийном контроле. Сразу после съезда прошло расширенное заседание регионального политсовета, на котором вы предложили в полной мере задействовать механизмы партийного контроля за решением некоторых проблемных вопросов, связанных со сферами здравоохранения и образования, строительством и ремонтом дорог. Можно ли сказать, что указанные вопросы могут войти в региональную часть предвыборной программы партии?
- Да, я это как раз имел в виду. Наше заседание регионального политсовета прошло буквально через несколько дней после работы съезда, и я предложил своим соратникам, коллегам по партии взять под свой партийный контроль те предложения и инициативы, которые уже озвучил на съезде.
Мы сегодня крайне внимательно должны заняться вопросами, относящимися к социальной сфере, где человек сталкивается с органами исполнительной власти, с услугами, которые ему предоставляет государство. Что касается электронной очереди в наших лечебных учреждениях, то ситуация в настоящее время оставляет желать лучшего. Это просто недопустимо, и её исправлять надо немедленно.
В больницах, помимо своего персонала администрации, обязательно должен быть человек, к которому можно обратиться в случае, если гражданин недоволен тем, как его обслуживают, принимают, и это могут быть чиновники высшего звена. Что касается образования, как и в целом по стране, у нас в республике начата программа строительства новых школ, эту работу партия взяла под свой контроль. Я предложил также проверять следующий очень важный аспект, касающийся бесплатных учебников. Мы об этом неоднократного говорили, и сегодня обеспечили бесплатными учебниками начальную школу, а в средних классах - только отдельные категории детей. Необходимо, чтобы все дети с 4 по 9 классы уже 1 сентября 2016 года получили бесплатные учебники. Этот вопрос региональное отделение партии "Единая Россия" может и обязано взять под свой контроль. А уже с 2017 года надо довести эту программу до 11-х классов, я считаю это нам по силам. Еще одна больная тема - дороги, понятно, что не за 1 и даже не за три года мы не сможем привести их в идеальное состояние, но такая задача должна стоять перед исполнительной властью республики. Считаю, что в этом вопросе не хватает контроля. У нас есть региональное отделение ОНФ, Общественная палата, которые следят за этой работой, другие общественные организации, но, оказывается, этого недостаточно. Необходим жесткий партийный контроль. Если говорим, что мы - партия власти, то тогда должны сказать: строительство дорог - наша партийная задача и до конца 2016 года в г. Элисте на таких-то улицах будет сделан не просто ямочный ремонт, а качественная реконструкция. На расширенном заседании политсовета я предложил увеличить отчисления в районные муниципальные дорожные фонды.
Три года назад мы приняли решение о 10-процентном отчислении, это принесло результаты. В 2016 году я предложил довести эту цифру до 15 процентов, и партия должна контролировать исполнение решений правительства. Финансовые средства должны быть доведены до РМО и СМО, вот тогда мы увидим ощутимые результаты уже сегодня.
- Тема борьбы с коррупцией, к сожалению, по-прежнему актуальна, мне кажется важно, что в ходе последнего заседания межведомственной комиссии по противодействию коррупции речь шла именно о системной работе в этом направлении, а не о кампанейщине, "битье по хвостам". Не кажется ли вам, что в чиновничьей среде, бизнес-сообществе начинает меняться отношение к коррупции? Уже стали воспринимать коррупцию не как доблесть, бизнес-удачу, что-то такое ненаказуемое, а как одно из самых позорных унизительных преступлений...
- Я абсолютно с вами согласен, в первую очередь, не должно быть кампанейщины, а это есть планомерная стратегически распланированная программа. У нас в республике, в целом по стране, ситуация меняется к лучшему. Вы употребили фразу "битье по хвостам", то есть уголовные дела, отстранение недобросовестных, вороватых чиновников от должности, большие тюремные сроки для тех, кто допустил воровство на своем рабочем месте, и на протяжении последних лет мы открыто говорим об этом. Не хочу сказать, что чиновничество испугалось, наверное, это неправильное выражение, а приходит понимание того, что неминуема кара за твое преступление, это, конечно же, отрезвляет чиновника любого уровня. Если я не ошибаюсь, в прошлом году Общероссийский народный фронт обнародовал рейтинг регионов, связанных с коррупцией, слава богу, Калмыкия не прозвучала в числе худших регионов. Мы следим за тем, чтобы сегодня в республике финансовые средства, которых и так недостаточно, расходовались крайне эффективно.
Об этом я говорил на заседании регионального политсовета: мы будем заниматься чисткой своих рядов. У нас в Калмыкии мы наведем порядок.

Подготовил Бата Боваев
Фото М. Бембинова


КОММЕНТАРИЙ
Учиться никогда не поздно

Выступление Главы республики на съезде партии "Единая Россия" по части улучшения финансовой грамотности населения считаю актуальным. Есть проект Министерства финансов РФ по данной тематике. Также крупные кредитные учреждения проводят занятия по финансовому просвещению граждан, в Санкт-Петербурге Северо-Западное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в свое время активно проводило занятия среди студентов и учащихся школ по ценным бумагам, по вопросам недвижимости, кредитно-финансовой политике. Немало внимания уделялось также финансовой
безопасности граждан, чтобы они в погоне за высокими доходами не попадали в ловушки мошенников.
Финансовая грамотность - это не только финансовая безопасность, но и умение распорядиться своими деньгами, правильное инвестирование с целью получения доходов, создание "подушки безопасности", грамотное ведение домохозяйства и т.д. Это целая наука, и этому надо учиться со школьных лет.
Конечно, на уровне брокеров, банковских работников сложно оперировать, имея обычные познания, да и с небольшими средствами, которые есть у большинства, больше риска. Но элементарные знания нужны в рыночное время.

Менке КОНЕЕВ