Хошеутовский хурул - святыня калмыцкого народа

23-03-2016, 11:18 | Духовность

Время от времени мы вспоминаем про Хошеутовский хурул - нашу святыню, которая находится на территории Астраханской области. Не раз жители республики и наши земляки, живущие в соседней области, собирали деньги для реставрации хурула. Но как-то не получалось: то ли средств не хватало, то ли организаторов не было. После выделения финансов из федерального бюджета там начались реставрационные работы, и наконец хурул начал принимать торжественный и презентабельный вид, хотя это далеко не весь комплекс.
Я решил с товарищем съездить в село Речное и своими глазами увидеть святыню калмыцкого народа. Доехать до г.Астрахани, когда-то называвшегося Хаджи-Тарханом, не представило труда. Знаменитый Калмыцкий Базар уже находится в черте города, "хорошее место выбрали наши предки", подумал я, увидев селение, раскинувшееся на берегу Волги. Мой товарищ показал мне крепкий каменный дом, в котором жил его прадед. Мне на миг представилось, как каких-то 100 лет назад здесь шумел базар, степенно шли старики-калмыки, бежали вприпрыжку дети, гарцевали на конях конники.
Стало грустно. Проехали мимо старых калмыцких могил, недалеко от которых находятся дома, но здесь никто не решается возводить строения.
По новому мосту через Волгу поехали в сторону Аксарайска и увидели приметные 7 труб, с которых, говорят, во время выброса газа вырывается оранжевый огонь. Дело было во второй половине дня, и трубы походили где-то на гигантские гаванские сигары, поставленные вертикально.
Мимо мелькали названия поселков: Молодежное, Досанг, Лопас, Хошеутово... Потом с основной трассы свернули в с. Заволжье, которое находится в 4-х километрах от с. Речное, которое раньше называлось Тюменевкой.
Калмыков в селах, мимо которых проезжали, почти нет, в некоторых селах, говорят, живут по 2-3 семьи. В с.Заволжье живет около 60 калмыцких семей, половина из которых, как нам сказали, "смешанного типа". В самом Речном, где находится хурул, всего три семьи.
Мы подъезжали к с.Заволжье, когда из мирно пасшегося вдоль дороги косяка верблюдов выбежал белый верблюд и побежал в нашу сторону. Посчитав это добрым знаком, мы увеличили скорость и подъехали к с.Речное.
Хошеутовский хурул появился незаметно, и, как будто приветствуя нас, на берегу Волги застыла золотистого цвета башня. Невольно застрял ком в горле и вспомнились многочисленные истории, связанные с этой знаменитой постройкой. Как причаливали сюда лодки, как приезжал сюда Александр Дюма, который побывал на торжественном богослужении. Сохранились воспоминания, как в ритуалах участвовали до 270 буддийских монахов.
Переполненные чувствами, мы обходили хурул, зажгли лампадку и оставили ее на крыльце, а сам хурул пока закрыт.
С внешней стороны реставрационные работы проведены, здание оштукатурено и покрашено в желтый цвет, и само величественное сюме со шпилем блистает в солнечные дни. Внутри хурула, конечно, еще предстоят работы. Многие фрески, к сожалению, безвозвратно утеряны.
Но, тем не менее, начало положено, и серьезная работа по возрождению Хошеутовского хурула, памятника архитектуры 19 века, символа дружбы русского и калмыцкого народа, проведена. Для калмыков же хурул - место сакральное, здесь хранилось знамя калмыцкого полка, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года. Сотни монахов проводили богослужение в этом прекрасном храме. Дух великих воинов, святых старцев-монахов, словно витает здесь. И потому никакие попытки разрушить здание, разобрать по кирпичику коммунистам и атеистам не удались. Кирпичи с родовым гербом князей Тюменевых не поддались ни разрухе, ни ломам, ни клыкам бульдозеров. Хошеутовский хурул стоит и будет стоять веками. Дай Бог потомкам набраться ума и сил достроить его до первозданного вида.
В селе Приволжье мы встретились с жителями-калмыками, которые организовали буддийскую общину. Со временем, они надеются, хурул заработает по своему предназначению. Он будет и действующим храмом, и, конечно, историческим
памятником.
Когда мы уже собрались уезжать, к нам подошла местная жительница, которая предложила выпить компот. Женщина рассказала свой сон: её дедушка - лама, которого давно нет, сказал, что приедут гости, и ты угости их компотом. Рядом вокруг стола сидели одни буддийские монахи.
От угощения, переданного через века и таким способом, мы не могли отказаться. Мы уезжали из Речного, оставляя там частичку своего сердца, и уже думали о следующей поездке к Хурулу.

Сергей БАДМАЕВ