К этнической истории монголов и ойрадов

20-04-2016, 17:11 | История

Нередко ко мне обращаются учителя и ученики школ республики с просьбой разъяснить некоторые моменты в этнической истории монголов и ойрадов. Их интересуют термины по средневековой истории, границы и расположения улусов, княжеств, ханств, имена, титулы и так далее. Спрашивают о значении понятия "Джунгарские Ворота", где они находятся, или же интересуются местоположением Кукунорского ханства ойрадов-хошудов.
Чтобы представить себе территории монгольского этноса, обратимся к географической карте XVII-XVIII столетий. Монголия с древних времен делится на три части: Барун Монгл (правосторонняя Монголия) - западная часть страны, Гол (центральная Монголия) и Зюн Монгл (левосторонняя Монголия) - восточная часть. Если смотреть на карты , то видно, что в Барун Монгл входят Джунгария, Алтай и аймак Засакт-хана. К центру относился аймак Тушет-хана и забайкальские буряты. Аймак Цецен-хана занимал место на востоке страны. Засакт-хан, Тушет-хан и Цецен-хан - это не имена, а титулы. В 1562 году хан Гэрэсэндзе разделил Халху по количеству своих сыновей на 7 уделов.
Основателем династии Засакт-ханов считается Лайхор-хаган, внук Гэрэсэндзэ. Первым Тушет-ханом стал Гомб Дорджи, а Цецен-ханы ведут родословную от Шолой Далай-джинона. На северо-западе аймака Засакту выделилось хотогойтское владение Алтн-ханов, ведущих самостоятельную политику. Алтн-ханы и ойрады участвовали в постоянной междоусобной войне в течение длительного времени в XVI-XVII веках. В 1663 году ойрады окончательно разгромили Алтн-хана и взяли его в плен с сыновьями. По решению ойрадского суда Алтн-хану Луузнг-сайн Эринчину отрубили правую руку по плечо. Братья из Тушет-ханов - Чихун-Дорджи и Занабазар (Ундур-геген) ввели Халху в подданство маньчжурского императора после нападения на Халху ойрадского Галдан Бошокту-хана. Тушету-хан Абатай (владетель Горлоса) построил первый в Халхе стационарный буддийский монастырь Эрдэни-дзу.
Южнее пустыни Гоби, вплоть до Великой китайской стены, расселилась часть восточномонгольских племен, мигрировавших впоследствии из-за пастбищной тесноты и дробления улусов среди многочисленных сыновей владетелей. Они создали несколько десятков княжеств и два ханства Чахар и Тумет. Западные монголы также стали проникать в северо-западные районы Китая. Гуши-хан (Туру Байху) не желал подчиняться джунгарскому Баатр-хунтайджи и привел более ста тысяч ойрадов-хошудов в Северный Тибет (Амдо), расположенный возле озера Кёк-нур. Он основал Кукунорское ханство. Восточнее Кукунора до реки Хуанхэ обосновались торгуды, получившие название "алашаньских".
Теперь нужно понять, почему Западная Монголия называется Барун, а Восточная -Зюн? Если смотреть на современные карты, то Западная Монголия слева, а Восточная - справа. Все монголы всегда ставили юрты, кибитки, джолумы входом на юг. Это было связано с определением времени суток по солнечному лучу, который через верхнее отверстие скользил по обрешетке. Если смотреть на юг, то справа - Барун, а слева - Зюн.
Обратимся к наиболее древнему монгольскому литературному и историографическому памятнику "Сокровенное сказание монголов. Анонимная монгольская хроника 1240 года", где безымянный автор поведал о родословной Чингисхана, о его реальных и легендарных предках. Например, Дува-сохр, имевший четырех сыновей, стал родоначальником ойрадских нойонов и тайджей - дёрвюдов, баидов, хойдов, захчинов, батудов и др. С увеличением народонаселения стал складываться ойрадский союз, в котором консолидирующую роль играли дёрвюды.
Позже в состав ойрадов вошли торгуды, а затем - пришедшие из Южной Монголии хошуды. В XV веке большое племя дёрвюдов разделилось на собственно дёрвюдов и чоросов.
Младший брат Дувы Добун-мерген имел пять сыновей. Они стали родоначальниками восточно-монгольской знати, возглавившей рода салджиутов, бэлгэнудов, хатагинов, жадаранов, бааринов и др. От младшего сына Добуна Бодончар-мунхага ведет свое происхождение "Золотой Род" Темуджина-Чингисхана.
На карте Л2 показаны расположения ойрадских племен в Джунгарии. Например, дёрвюды в основном населяли Алтай, который казахи называли "Калмакстаном". Торгуды обосновались на Тарбагатае, хошуды - на юго-востоке Ойрадии и граничили с уйгурами. Чоросы получили второе название "зюнгары". С давних пор кочевые улусы подразделялись на крылья - Барунгар и Зюнгар, а также - центр. Постепенно чоросский Зюнгар стал именем всего племени, а позже это название перешло на всю Ойрадию. Когда образовалось ханство, оно стало называться "Джунгарским". Конечно, этому способствовало и то, что власть среди ойрадов завоевали зюнгары, оттеснившие на вторые роли более многочисленных хошудов. Расположение племен не было статичным, часть хошудов и зюнгаров после захвата Семиречья располагалась на самом западе, на реках Чу и Талас. Торгуды кочевали на северо-западе Джунгарии, а дёрвюды имели свои улусы вокруг озера Сайрам.
Чтобы представлять себе Джунгарию тех времен, нужно вновь обратиться к географии. В Семиречье до завоевания его ойрадами проживал Большой или Великий жуз казахов. На юго-востоке Семиречья, на границе Казахстана и Китая, более чем на 400 км тянется горная цепь Джунгарский Алатау или по-калмыцки "Алтан Тебши" ("Золотое корыто"). "Джунгарскими Воротами" называется тектоническая трещина, горный проход между Джунгарским Алатау и хребтом Борлык. Длина Ворот составляет порядка 50 км, ширина -10-15 км. Здесь дуют постоянные ураганные ветры. На протяжении столетий "Джунгарские Ворота" определяли судьбы многих народов и государств Евразии. Через них проходили кочевые орды - племена гуннов (хунну), тюрков, монголов, которые вторгались в Половецкую степь, Дикое Поле, Восточную Европу и на Балканы. Во время завоевания Средней Азии и Афганистана через Ворота проходили войска Чингисхана.
Те, кто хочет более подробно исследовать данные темы, могут приобрести плакат "Джунгарское ханство" и художественную книгу "Век ойрадов" в книжных магазинах. На плакате помещена карта с расположением улусов и кочевых походов. Книга повествует о более чем столетней истории (XVII век) ойрад-калмыков на всех территориях, где они проживали. В следующей публикации я попытаюсь объяснить, почему слова "ойрад", "торгуд", "дёрвюд", "хойд" надо писать через "д", а не "т", а также, почему искажаются имена собственные, названия годов монгольского календаря.

Виктор ПААПУ, писатель