Ламы - на фото 1943 года
Этот старый снимок калмыцких священнослужителей дает возможность рассказать о судьбе этих удивительных людей в связи с тем, что возрастает интерес к духовности, забытым страницам истории. Фотографию, сделанную в 1943 году в Польше, привезла Бола Бадмаева из США, г.Хауэлл штата Нью-Джерси.
На фотографии - 9 священнослужителей, они уроженцы Приютненского, Манджикинского, Оргакинского, Ики-Бурульского аймаков. Есть священнослужители из калмыцкого района Ростовской области. Сидят слева направо: первый - Дандыр зурхачи (астролог) из Манджикинского аймака рода харнут йогсуд. Дандр зурхачи был известным астрологом, за советом к нему приезжали не только манджикинцы, но также и жители из других аймаков. Он не последовал за Шар-эмчи в Европу - из Польши вернулся домой. Затем - депортация в Сибирь. Находясь в ссылке в Тюменской области, он также вел религиозную практику, помогал землякам. По доносу Дандр зурхачи был арестован и скончался в тюрьме. Кюрд (молитвенный барабан), которым пользовался Дандр зурхачи, в 60-е годы верующие передали Ноган Корнусовне Бочкаевой, известной в Манджикинах как гага Ноган. Сегодня он хранится у ее дочери, проживающей в п.Хомутников Ики-Бурульского района. Второй - известный врачеватель Шар-эмчи из Манджикинского аймака рода авгнр. В конце 20-х годов он проходил обучение в Тибете, изучал тибетскую медицину и получил степень врача. Вернувшись домой, служил в Манджикинском Араша -Дунд хуруле до 1934 года. После разрушения хурула жил у племянников и занимался врачебной практикой. В 1937 году был репрессирован и отправлен в Ленинградскую область. В ходе следствия выяснилось, что он профессиональный врач тибетской медицины. И Шар-эмчи направили в Ленинградский военный госпиталь, где он оказывал помощь медперсоналу и больным. В это время на лечении находился высокопоставленный офицер из НКВД. Врачи готовили его к ампутации ног. Шар-эмчи, осмотрев больного, сказал, что через месяц он сумеет поставить больного на ноги. Так и случилось. В знак благодарности офицер помог с оформлением документов на осуществление врачебной практики, и Шар-эмчи вернулся в родные края в апреле 1941 года. Во время войны, когда раненые земляки возвращались с фронта, он занимался их лечением, после чего многие из них возвращались в боевой строй. Участник Сталинградской битвы из совхоза "Улан Малч" Джовкаль Годжуров во время боя на Волге получил осколочное ранение в ногу. В Астраханском госпитале ему предстояла ампутация ноги, но по просьбе солдата его отправили домой. И здесь также пришел на помощь Шар - эмчи. Джовкаль Годжуров прожил до 1967 года в г.Элисте. Также во время войны Шар-эмчи открыл Манджикинский хурул. Его примеру последовали многие священнослужители Приютненского, Оргакинского, Ики-Бурульского аймаков. В 1943 году Шар-эмчи с группой священнослужителей эмигрировал в Европу, затем переехал в США. И в 50-е годы в г.Хауэлл он открыл первый калмыцкий хурул. В 60-е годы, когда в Монголии шла культурная революция, Его Превосходительство Дело ринпоче находился в Тибете. Шар-эмчи успел сообщить ему о переменах в Монголии и о том, что ему опасно возвращаться на родину.
Шар-эмчи предложил ринпоче убежище в своем хуруле г. Хауэлл. Дело ринпоче принял приглашение. И до конца своей жизни находился в Америке и даровал прихожанам учение Будды. Сегодня его перерождением является нынешний шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку ринпоче. В начале 70-х годов Шар-эмчи ушел из жизни. По его завещанию прах был доставлен в Манджикины, ныне п. Хомутников Ики-Бурульского района. Впоследствии его родственники урну с прахом перезахоронят в одном из курганов местности Хойр толга. О религиозном деятеле Шар-эмчи написано в романе известного писателя Морхаджи Нармаева "Черноголовый журавль". Писатель и Шар-эмчи были из одного рода авгнр. Морхаджи Нармаев лично видел и знал известного врачевателя. О Шар-эмчи манджикинцы много слышали от старца рода авгнр Мухлан Ялм.
Рядом с Шар-эмчи сидит Ним-Багш из Оргакинского аймака. Ним-багш также прошел обучение в Тибете, высокий мастер буддийской философии. В конце 20-х годов был старшим багшой всех Манцинкецинских хурулов (входили хурулы Ики - Бурульский, Бага - Бурульский, Манджикинский, Джеджикинский, Оргакинский, Приютненский, Богдахинский). Рядом с Ним-Багш сидит Сохр-эмчи из Ики-Бурульского хурула. Он тоже практиковал врачебную практику у себя в аймаке. Справа за Сохр-эмчи первым стоит Сенгя гелюнг из Ульдючин.
Савр МАНДЖИЕВ,
член Союза журналистов России
Для справки. В сентябре 1990 года, в дни празднования 550-летия эпоса "Джангар", Бола Бадмаева, сама она уроженка Джиджикинского аймака Приютненского улуса, передала этот снимок режиссеру Радио Калмыкии Савру Манджиеву. Вместе со священнослужителями эмигрировала в США и до конца своей жизни прожила в г.Хауэлл.