МВД информирует

19-07-2016, 17:31 | Общество, Происшествия

Одним из основных видов преступлений в телекоммуникационной среде является телефонное мошенничество, стремительно набирающее силу, и уже превращается в настоящую эпидемию. Оградить от мошенников, в первую очередь, способны лишь внимательность и здравомыслие самих граждан. Жертвами мошенников становятся все без исключения.
Основные схемы телефонного мошенничества:

Случай с родственником

Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что его задержали сотрудники полиции за то или иное преступление (ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений), при этом его речь может быть невнятной под предлогом сломанной челюсти или разбитых губ, имитируется при этом плач, изменяется интонация, чтобы вызвать жалость, сочувствие. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас так делать нельзя, так как он боится потерять погоны. Деньги необходимо привезти в определенное место, передать какому-либо человеку, либо перечислить на определенный номер телефона. Цена решения вопроса составляет сумму от тридцати до ста тысяч рублей и выше.
В ходе разговора мошенники используют приемы психологического давления на собеседника: торопят его, говорят, что деньги нужно собрать и передать до определенного времени, например, до 8.00 утра, тем самым не давая абоненту спокойно обдумать сложившуюся ситуацию.
При совершении мошенничества данным способом звонящий абонент может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе, но при этом всегда имеет одного или нескольких сообщников.
Основной фигурант, если он на свободе, обычно находится в съемной квартире и, используя мобильный телефон, осуществляет перебор номеров по возрастанию либо убыванию последней цифры. И если раньше звонки осуществлялись на мобильные телефоны с прямым абонентским номером, то в настоящее время это и прямые, и федеральные, и городские номера.
Зачастую мошенники используют социальные сети "Вконтакте", "Одноклассники", получая такую информацию о потенциальной жертве, как фамилия, имя, отчество, место проживания, имена детей и других родственников, а также имеющиеся в сети Интернет базы телефонных номеров с указанием фамилии, имени, отчества.
Если абонент согласился привезти деньги, то ему называют адрес, куда он должен приехать. По приезде к указанному месту ему сообщают еще один адрес, но при этом он уже попадает под наблюдение сообщников преступника. Люди, осуществляющие наблюдение, осведомлены о методах наблюдения и контрнаблюдения, имеют хороший опыт управления автотранспортом.
После того как гражданин оставляет деньги в указанном месте, кому-то их передает либо перечисляет на телефонный номер, ему сообщают, где он может увидеть своего родственника или знакомого.
Розыгрыш призов

На мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию.
Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник "призового отдела" и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения; грамотно убеждает в честности акции (никаких взносов, переигровок и т.д.); спрашивает, может ли абонент активировать на свой номер карты экспресс-оплаты на различные суммы; объясняет, что в течение часа необходимо подготовить карты экспресс-оплаты любого номинала на указанную сумму и еще раз перезвонить для регистрации и присвоения персонального номера победителя, сообщает номер; поясняет порядок последующих действий для получения приза: с 10.00 до 20.00 такого-то числа абоненту необходимо с паспортом, мобильным телефоном и присвоенным персональным номером прибыть по указанному адресу для оформления радостного события.
Если по каким-то причинам абонент не сможет в течение часа найти карты экспресс-оплаты, то все равно должен позвонить для согласования дальнейших действий. Затем мошенник объясняет порядок активации карт: стереть защитный слой; позвонить в призовой отдел; при переключении на оператора - сообщить свои коды. Оператор их активирует на номер абонента, а призовой отдел контролирует правильность его действий, после чего присваивает ему персональный номер "победителя", с которым гражданин должен ехать за призом. Предложение самостоятельно активировать карту на свой номер и приехать с доказательными документами из сотовой компании не принимается, таковы правила рекламной акции.
В дальнейшем мошенники, получив коды, перечисляют деньги на свои телефонные номера, заметая следы.
СМС-просьба

Абонент получает на мобильный телефон сообщение "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи не него определенную сумму и перезвони" (возможен другой вариант текста, без изменения смысла).
Платный код
Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации, чтобы избежать отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
Штрафные санкции оператора

Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
Ошибочный перевод средств
Абоненту поступает CMC-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу после этого поступает звонок, и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, и просит вернуть их обратно тем же "Мобильным переводом". Абонент переводит деньги на указанный мошенником телефонный номер, а через некоторое время со счета его телефона второй раз списывается аналогичная сумма. Механизм хищения заключается в следующем: мошенник, используя кассовый чек, выданный при переводе денег, обращается к оператору сотовой связи с заявлением об ошибочном внесении денежных средств на чужой телефонный номер с просьбой перевести их на свой номер. В результате со счета потерпевшего по правилам возврата списывается определенная сумма денежных средств.
Предложение получить доступ к CMC - переписке и звонкам абонента

Зная склонность некоторых граждан "пошпионить" за близкими и знакомыми, злоумышленники придумали очередной способ мошенничества в Интернете. Пользователю предлагается изучить содержание CMC-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 руб. на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента.
После того, как пользователь отправляет CMC, с его счета списывается сумма гораздо большая той, что была указана мошенниками - до 500 руб., а интересующая информация так и не поступает. Поскольку большинство пострадавших не обращается в полицию в связи с незначительностью ущерба, мошенники остаются безнаказанными и продолжают обманывать граждан.
Предложение о предоставлении данной услуги является мошенничеством, так как она может оказываться исключительно операторами сотовой связи и в установленном законом порядке.
Ваша банковская карта заблокирована

Мошенники изобрели новую схему обмана, с помощью которой они похищают деньги с банковских карт граждан.
На сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и ему предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Текст сообщения может выглядеть следующим образом "Ваша банковская карта заблокирована. Техническая поддержка: телефон 89171036662".
Когда владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код для ее перерегистрации.
Получив реквизиты пластиковой карты, злоумышленники переводят денежные средства на свой телефон, а затем снимают их со счета.
При этом необходимо иметь в виду, что ни одна организация, включая банк, не вправе требовать данные вашей пластиковой карты. Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо связаться с клиентской службой поддержки банка. Скорее всего, вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а ваша карта продолжает обслуживаться банком.
Как уберечься от телефонных мошенничеств
Если вам поступило предложение от радиостанции активировать карточки экспересс-оплаты с целью получения приза, включите радиостанцию и прослушайте её эфир. Радиостанция НИКОГДА не требует активировать карточки экспресс-оплаты при проведении лотереи.
Если вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела и выражается просьба передать взятку сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следуйте следующим рекомендациям:
- задайте своему родственнику наводящие вопросы, ответы на которые знаете вы оба, либо попросите его описать себя;
- если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, спросите, в какое отделение полиции доставлен родственник. Набрав 02 и узнав номер дежурной части данного отделения полиции, можно поинтересоваться, действительно ли родственник находится там и кто занимается этим делом;
- если разговор окончен, а вы сомневаетесь в личности звонившего и в подлинности изложенных фактов, постарайтесь перезвонить на мобильный телефон звонившего. Если он отключен, очертите круг лиц, которые могут знать о его местонахождении (коллеги по работе, друзья, родственники), свяжитесь с ними для уточнения информации.
Вам может поступить звонок от якобы представителя вашей сотовой компании, который предложит пополнить счет карточкой экспресс-оплаты, но прежде потребует сообщить оператору личный пин-код, перезвонив на определенный номер. Помните, что активировать карточки экспресс-оплаты следует исключительно через специальный короткий номер, указанный на карточке, а личный код никому никогда не сообщается.
Если вы получили CMC-сообщение на мобильный телефон от якобы знакомых с просьбой положить на их счет деньги, перезвоните по указанному номеру и выясните личность отправившего CMC.
На мобильный телефон может поступить CMC-сообщение с предложением оградить вас от СПАМ-рассылки, либо принять участие в акции от вашего сотового оператора. В сообщении предлагается отправить "бесплатное" CMC, состоящее из набора цифр, на один из коротких номеров, а затем перейти по ссылке, для удаления своего имени из списка. В результате этих манипуляций вы потеряете около 100 -150 рублей, но СПАМ получать все равно будете.
SMS-сообщения могут быть весьма разнообразны, и в данном случае совет может быть один - критически относиться к таким сообщениям и не спешить выполнять то, о чем вас просят. Лучше позвоните оператору связи, узнайте, какая сумма спишется с вашего счета при отправке CMC или звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти сообщения, и заблокирует его аккаунт.

МВД по Республике Калмыкия