О стандартах антикоррупционного поведения

В следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия Приказом руководителя утвержден порядок уведомления государственными гражданскими служащими следственного управления о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений. Уведомления от сотрудников о фактах обращений в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений в 2012 -2014 году не поступали.
В целях организации правового просвещения, формирования у сотрудников следственного управления высокой правовой культуры, нетерпимого отношения к проявлениям коррупции проводились учебно-методические занятия по противодействию коррупции.
Вопросы соблюдения норм служебной и профессиональной этики, антикоррупционного поведения неоднократно являлись предметом обсуждения на оперативных совещаниях при руководителе следственного управления по Республике Калмыкия.
Весь комплекс принятых мер, направленных на противодействие коррупции и устранение причин ее порождающих, позволил сотрудникам следственного управления не допустить случаев коррупционных рисков. Не было случаев несоблюдения сотрудниками следственного управления ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством в целях противодействия коррупции, а также нарушения ограничений, касающихся получения подарков, и порядка сдачи подарка в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Следственно комитета.
В 2012 – 2014 годах в следственном управлении проведены учебно-методический семинар по изучению антикоррупционного законодательства, на котором до сведения федеральных государственных служащих доведены требования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представленных указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проводились мероприятия по формированию негативного отношения к дарению подарков федеральным государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
С работниками следственного управления проведены занятия по изучению рекомендаций по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в целях недопущения сокрытия какой-либо информации о доходах в силу их правовой неосведомленности.
В целях получения дополнительной информации и надлежащего реагирования на сообщения о коррупционных проявлениях в деятельности работников следственного управления Следственного комитета по Республике Калмыкия, а также для более эффективного обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, организована работа «Телефона доверия». Прием обращений абонентов по «Телефону доверия», осуществляется круглосуточно в автоматическом режиме. Однако уведомления по данному телефону о коррупционных проявлениях допущенных сотрудниками следственного управления не поступали и соответственно не были предметом рассмотрения на заседаниях комиссии. Разработан перечень должностей Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия, замещение которых связано с коррупционными рисками.
С целью оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия разработана соответствующая методика.
Проведена оценка коррупционных рисков за 2013 год. Меры, принимаемые следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия по выявлению и профилактике коррупционных рисков, возникающих при реализации функций следственного управления Следственного комитета по Республике Калмыкия за 2013 год, оценены как эффективные.
За период с 2012 года по настоящее время случаев проведения проверок и применения мер юридической ответственности в отношении сотрудников управления за несоблюдение ограничений, запретов и неисполнение сотрудниками следственного управления обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, нарушения ограничений, касающихся получения подарков не было.
В следственном управлении постоянно проводится воспитательная работа с сотрудниками по формированию у них правосознания, неукоснительного соблюдения Присяги следователя, Кодекса этики и служебного поведения и безусловного соблюдения установленных законом ограничений и запретов.
Для целого ряда профессий оказалось недостаточным, чтобы их представители обладали теми или иными трудовыми навыками. Наряду с этим они должны обладать и известными нравственно-волевыми качествами, практиковать в своей среде определенные принципы и правила поведения, которые с одной стороны регулировали бы отношения внутри профессиональной группы, с другой стороны отношение самой группы к лицам, использующим ее услуги. В ряде случаев это требовало выработки особых кодексов поведения, включавших в себя правила и нормы.
Председателем Следственного комитета Российской Федерации 11 апреля 2011 года утвержден Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации.
Целью Кодекса является установление основных этических норм и правил поведения государственных служащих в служебной и неслужебной деятельности, а также укрепление авторитета государственных служащих Следственного комитета и доверия граждан к Следственному комитету.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими СК России своих должностных обязанностей, а также служит основой формирования должной морали, профессиональной чести и служебного этикета государственных служащих, ориентирует государственных служащих в ситуациях конфликта интересов и этической неопределенности или иных обстоятельств нравственного выбора.
Кодекс также способствует выработке потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения, выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.
Коррупционно опасным поведением принято считать такое действие или бездействие должностного лица, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются лицом, незаконно использующим своё служебное положение.
Нравственные обязательства не позволяют государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью, выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, составлять им протекцию, использовать служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, управлении политическими партиями и организациями, давать личные обещания, расходящиеся с должностными обязанностями, принимать какие-либо почести, вознаграждения, поощрения, связанные с определенными условиями, не предусмотренными официальным регламентом.
Формирование таких стандартов поведения начинается, прежде всего, с предъявления требований к самому себе, воспитания необходимых черт характера. Нравственная чистоплотность, неподкупность государственного служащего, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. И те свойства человеческого характера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, являются неотъемлемой стороной служебной деятельности государственного служащего следственного управления, показателем совершенства его профессионального мастерства, уровня его нравственного и культурного развития.