КТК делает регион инвестиционно привлекательным

15-08-2017, 18:13 | Общество

История КТК интересна и судьбоносна для стран Северного Каспия, и трубы её как артерии проходят по их территориям, доставляя нефть на терминалы, выводя её на мировой рынок. Роль Консорциума трудно переоценить в нынешнее время, а ведь всё могло быть иначе, и трубопровод лёг бы другим маршрутом. Каспийский трубопроводный консорциум 13 октября 2001 года отгрузил первый танкер нефти на морском терминале КТК. Но с первого подписания соглашения о создании Консорциума прошло много лет.
Идея грандиозного проекта родилась в 1987 году, когда правительство СССР приняло решение о привлечении компании «Шеврон» к разработке Тенгизского месторождения в Казахстане (тогда одна из республик Советского Союза). Проект не состоялся из-за развала СССР, и в июне 1992 года независимый Казахстан и Султанат Оман основали Каспийский трубопроводный консорциум, в июле этого года к проекту присоединилась Россия, во многом благодаря решительным действиям Виктора Черномырдина. Совет директоров компании беспокоил один вопрос – финансовый: в начале работы финансирование взял на себя Султанат Оман, который, вложил немало средств на создание Консорциума. Через некоторое время стало ясно, что привлечь необходимые инвестиции не удастся. Экономическое положение Казахстана и России не позволяло найти такие средства, и тогда страны- участницы Консорциума приняли решение о его реструктизации и передаче 50% акций нефтедобывающим компаниям в обмен на обязательство 100-процентного финансирования первой очереди нефтепровода до ввода его в эксплуатацию. В состав КТК вошли 11 нефтедобывающих компаний. В 1999 году началось строительство нефтепровода, а в 2001 году, как было уже сказано выше, началась эксплуатация первой очереди Консорциума.
И с этого времени компания стала важным игроком в нефтегазовой отрасли. Сегодня на новые рубежи выводит поступательная реализация Проекта расширения. Без всякой оговорки можно сказать, что КТК сегодня один из надежных и рентабельных маршрутов транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки. Результатом Проекта расширения станет увеличение объемов транспортировки нефти с казахстанских месторождений Тенгиз, Кашаган, Караганак и с месторождений на территории России им Филановского.
Конечно, невозможно представить Консорциум в нынешнем его состоянии без учета лидеров стран – России и Казахстана. Большое участие принял в создании КТК Виктор Черномырдин, председатель правительства РФ, глава государства Борис Ельцин тоже был заинтересован в реализации проекта. Огромная роль принадлежит президенту Нурсултану Назарбаеву, президенту Казахстана, который больше всех добивался прокладки нефтепровода, и он и его личные контакты с участниками проекта были неоценимы и приблизили эксплуатацию важнейшего объекта. Ведь Казахстан, с его огромными углеводородными ресурсами, находясь в центре материка, не имел выхода на глобальный мировой рынок. Эту задачу решил КТК. Основой всего, мы помним, было Тенгизское месторождение. В 2017 году на месторождении Кашаган добыча нефти достигнет 8,5 млн. тонн и в последующие годы эксперты прогнозируют рост добычи нефти до 13 млн. тонн. Всего Казахстан перекачает 54 млн. тонн нефти через нефтепровод.
Российские месторождения им. Филановского и Корчагина планируют подать в нефтепровод до 5 млн. тонн нефти в год. Таким образом, КТК играет важную роль в развитии нефтяных отраслей двух стран, а увеличение пропускной способности трубопроводной системы компании способствует активной разработке месторождений Северного Каспия.
Каспийский трубопроводный консорциум отличается социальной ответственностью перед регионами, по территории, которых пролегает нефтепровод. С самого начала своей деятельности между АО КТК-Р и Правительством Республики Калмыкия подписано более двух десятков договоров и соглашений об оказании поддержки наиболее значимым для населения проектам: помощь медицинским учреждениям, учреждениям культуры, возведении спортивных сооружениий, детским садам и школам. Можно долго перечислять благотворительную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, инвалидам. Надо сказать, что такая плодотворная работа компании и руководства региона взаимовыгодна. Социальная ответственность крупного бизнеса заметна во всех регионах присутствия, например, в текущем году идет реализация благотворительных программ, в рамках Проекта расширения в размере 145 млн. рублей.

Менке КОНЕЕВ

КОММЕНТАРИЙ

Аркадий Натыров, профессор КалмГУ,
почетный профессор Атырауского университета им. Х. Досмухамедова,
почетный профессор Западно-Казахстанского университета М. Утемисова

Наш Калмыцкий университет плотно работает с вузами Казахстана, мне приходилось не раз там бывать. Я доктор сельскохозяйственных наук и профиль моей работы, казалось, не имеет отношения к углеводородному сырью. Однако, на стыке образования мне пришлось общаться с коллегами из университета нефти и газа и там увидел действующий стенд, где показана вся работа по добыче и транспортировке нефти.
Нефтепровод, как кровеносная система, помогает странам участницам проекта КТК прокачивать миллионы тонн нефти. И кроме этого это налоги и благотворительность. Но не будем забывать и про перспективу развития нашего региона: ведь по территории Калмыкии нефтепровод проложен на 280 километрах. Вполне возможно, что в ближайшем будущем через трубопроводы Консорциума пойдет калмыцкая нефть. И «наличие» трубы делает нашу республику привлекательным регионом для инвестиций в нефтедобывающую отрасль.