Как охранять мир, в котором мы живем

23-10-2014, 09:59 | Общество

Современные ученые приходят к выводу, что изменения климата, различные природные катаклизмы в виде ураганов, оползней, градов, наводнений – результат непродуманного отношения человека к природе. И речь идет не только о промышленных городах, выбросы от производств которых, безусловно, оказывают свое негативное действие. На окружающую среду влияет деятельность каждого из нас – и тех, кто равнодушен к её защите, кто засоряет степь мусором, рвёт охапками тюльпаны, стреляет в сайгаков, и тех, кто любит и бережёт природу.

Каково состояние окружающей среды в нашей республике? Об этом и многом другом мы поговорили с начальником отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы Минприроды РК Надеждой Малышевой.

- Замечу сразу, что существующая система наблюдений за состоянием окружающей среды Республики Калмыкия не обеспечивает проведение мониторинга окружающей среды на должном уровне, что не позволяет в полной мере оценить негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения республики. Причина - отсутствие сертифицированной лаборатории по проведению мониторинга основных параметров окружающей среды на территории республики.

Местные локальные источники техногенного загрязнения, безусловно, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, но его масштабы невелики. В тоже время заметное техногенное загрязнение нашей окружающей среды вызвано, в основном, источниками, расположенными за пределами республики - это прилегающие территории Волгоградской, Астраханской областей и Ставропольского края, где действуют предприятия топливно-энергетического, металлургического, химического и сельскохозяйственного комплексов.

В качестве положительного момента хотелось бы отметить следующее. В Калмыкии довольно высокий уровень газификации. Природный газ является экологичным видом топлива, и радует, что многие котельные уже перешли с мазута на газ. Кроме того, большая часть автотранспорта, осуществляющего пассажирские перевозки, переведена на природный газ. Все это заметно сократило выбросы отравляющих веществ в атмосферу.

- Надежда Егоровна, совсем недавно в федеральных СМИ прозвучала информация о том, что Калмыкия не имеет собственной программы по безопасному удалению отходов. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Поручением Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года предполагалась подготовка долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.

Должна сказать, существующие на территории республики объекты по размещению и захоронению твердых бытовых отходов не отвечают современным санитарным и экологическим требованиям. Кроме того, у нас отсутствуют линии по сортировке, вторичной переработке и раздельному сбору отходов.

Объектом повышенной экологической опасности вследствие процессов техногенеза, подъема уровня грунтовых вод, высоких выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и частых возгораний отходов, чреватых степными пожарами, уже который год является элистинская свалка. Ситуация в сфере обращения с отходами в Элисте должна быть улучшена в связи с вводом в эксплуатацию нового полигона твердых бытовых отходов. Однако вопрос выделения места для нового полигона ТБО уже несколько лет все ещё на стадии проработки. Администрация г.Элисты должна решить этот злободневный вопрос. Постановлением правительства РК от 28 июня 2012 г. утверждена республиканская целевая программа «Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия на 2013-2020 годы».

В 2013 году начата реализация указанной программы. В рамках РЦП проведены работы по ликвидации свалок на территориях отдельных муниципальных образований (ликвидирована 21 несанкционированная свалка), начата разработка муниципальных целевых программ "Чистый район (город)", приобретены 220 современных контейнеров для твёрдых бытовых отходов, произведена планировка и обваловка свалок.

Однако, Федеральным законом РФ от 7 мая 2013 г. № 104 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» с 1 января 2014 года действие всех целевых программ субъектов РФ, том числе и нашей республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия на 2013-2020 годы», было прекращено. Поэтому 7 июля 2014 г. вышло постановление правительства республики о внесении изменений в госпрограмму РК «Охрана окружающей среды на 2013-2017 годы» – она была дополнена подпрограммой «Обращение с отходами производства и потребления (2014-2017 годы)». Так что, как видите, программа обращения с ТБО в республике есть.

Поручением Председателя правительства РК от 4 сентября 2014 года главам администраций районных муниципальных образований было рекомендовано организовать работу по созданию объектов размещения отходов для дальнейшего внесения их в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, при этом следует отметить, что реализация программ обращения с ТБО серьёзно затруднена недостатком средств в бюджетах муниципалитетов.

Как охранять мир, в котором мы живем

- Как проводится работа по очищению степи от мусора?

- Отделом охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы Минприроды РК в соответствии с планом-графиком рейдовых мероприятий на 2014 год проводятся рейды по местам несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Элисты и её окрестностей, а также в районах республики. С начала 2014 года инспекторами отдела Минприроды РК проведено 11 рейдовых мероприятий на территории районов Республики Калмыкия (Яшкульского, Кетченеровского, Лаганского, Приютненского, Ики-Бурульского, Сарпинского, Яшкульского, Юстинского районов) и Элистинского городского округа. В результате проводимых рейдовых мероприятий выявлено 81 место несанкционированного размещения твердых бытовых и строительных отходов на общей площади 31,13 га. Ликвидированы к настоящему времени 32 места размещения отходов на общей площади 15,11 га. Сумма наложенных штрафов составляет 163 тысячи рублей.

Акты осмотра и фотоматериалы мест несанкционированного размещения отходов инспекторы Минприроды РК направляют в административные комиссии Республиканской службы финансово - бюджетного контроля для принятия мер и привлечению виновных к административной ответственности.

- До недавнего времени достаточно острой оставалась проблема неплатежей организаций и индивидуальных предпринимателей за негативное воздействие на окружающую среду. Как сегодня решается этот вопрос?

- В соответствии с действующим законодательством администратором платежа за негативное воздействие на окружающую среду является Росприроднадзор. Минприроды РК также в установленном федеральным законодательством порядке осуществляет контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованным с Прокуратурой РК. По их результатам к нарушителям применяются меры административного воздействия.

Следует отметить, что плата за ведение хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, распределяется следующим образом: 20 процентов от её суммы направляется в федеральный бюджет, 40 процентов – в республиканский и 40 процентов – в бюджеты муниципальных районов и г. Элисты. Так, в 2012 году общая сумма поступлений от платы за негативное воздействие на окружающую среду составила 12 миллионов 182 тысячи рублей, в 2013 г. - уже 14 миллионов 158 рублей. По данным на 1 сентября 2014 года, в бюджеты разного уровня платежей за негативное воздействие на окружающую среду поступило на сумму 10 миллионов 883 тысячи рублей.

Понятно, что для бюджетов всех уровней это довольно серьёзные деньги. Но эта сумма могла быть значительно больше, будь у нас в отделе больше инспекторов. Ведь план проверок формируется исходя из численности госинспекторов, а у нас их всего 4 человека. Поэтому план проверок охватывает всего лишь 1 процент от количества организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Калмыкии. Чтобы полноценно работать в этом направлении, нужно не только увеличить инспекторский состав, но и создать сертифицированную лабораторию, о чем я уже говорила, обеспечить инспекторов транспортными средствами и мобильной оргтехникой. Только в этом случае можно говорить о повышении эффективности данной работы.

- Надежда Егоровна, какие ещё проблемы, на ваш взгляд, сегодня требуют к себе внимания в сфере охраны окружающей среды?

- Пожалуй, одной из главных была и остается тема опустынивания и деградации земель в республике. Связана она с происходящими негативными природными изменениями территории, её экологической деградацией. Наиболее подвержена опустыниванию восточная зона республики, которую отличают весьма жесткие природно-климатические условия. Понятно, что этот вопрос имеет не только экологические, но и негативные социально-экономические последствия.

Ранее проводилась большая работа по предотвращению дальнейшего опустынивания, и она принесла свои плоды. Но значительный рост поголовья, особенно в личных подсобных хозяйствах, заставляет нас вновь бить тревогу. Сегодня опять на повестке дня задача восстановления деградированных земель, возврата их в хозяйственный оборот в качестве продуктивных пастбищ.

В 2012 году Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации начата разработка проекта Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием и деградацией почв. В связи с этим Республикой Калмыкия представлены предложения по решению проблем опустынивания и о необходимости разработки Федеральной целевой программы «Генеральная схема по борьбе с опустыниванием и деградацией почв на Юге России» с интеграцией целевых программ субъектов РФ.

Чтобы приостановить дальнейшее разрастание негативных процессов деградации земельных угодий необходимо провести инвентаризацию опустыненных территорий, определить очередность проведения мелиоративных работ, в первую очередь, не допустить перегрузки пастбищ бессистемным их использованием.

- А что с водными ресурсами и животным миром республики?

- Оросительно-обводнительная система Калмыкии, построенная в начале 60-х–середине 80-х годов ХХ века, в техническом плане несовершенна и требует реконструкции. Практически вся сеть магистральных, распределительных и сбросных каналов выполнена в земляном русле без противофильтрационных экранов, что приводит к значительным потерям воды, особенно на легких грунтах, развитию процессов вторичного засоления, осолонцевания, подтопления и заболачивания.

Модернизировать водную систему республики и обеспечить республику водой призвана разработанная Минприроды РК Концепция развития водной системы Республики Калмыкия. В настоящее время нашими специалистами и Институтом водных проблем Российской академии наук разрабатывается технико-экономическое обоснование данного проекта.

В сфере охраны объектов животного мира, охотничьего хозяйства и развития особо охраняемых природных территорий республики также немало проблем. Необходимо проведение территориального охотустройства с целью всесторонней оценки охотничьих угодий республики с дальнейшим проведением аукционов на заключение охотхозяйственных соглашений, принятие федеральной целевой программы или подпрограммы по охране сайгака, а также организация специализированного отряда по охране сайгака штатной численностью не менее 30 человек и его материальное обеспечение, выделение финансовых средств на мероприятия по дальнейшему реформированию и развитию системы особо охраняемых территорий Республики Калмыкия.

Татьяна Чудутова