Нас должно быть много
Семья - это всё в жизни человека: его корни, основа, поддержка, крепость, и вообще в ней кроется смысл жизни. Наша газета решила посвятить серию публикаций многодетным семьям, ибо для нашего народа наряду с утерей языка, бОльшей проблемой является ухудшающаяся демография. Больно наблюдать, как в исконно калмыцких селах в школах 1-го сентября на линейке стоят 3-4 малыша, а последний звонок звучит для одного выпускника. Было время, когда в наших сельских школах гомон стоял от детских голосов, в классах было по 30-40 учеников. Это наши родители, выселенные в Сибирь малышами, вернувшись на родину, рожали детей - по 6-7-8 и более. Это они, низкий им поклон, восполнили ту страшную брешь, которую пробила в наших рядах сталинская ссылка...
Не буду говорить о причинах, заставивших калмыков иметь в семьях одного-двух детей. Сразу отбрасываю в сторону экономическую подоплеку, раньше жили еще хуже. Лучше скажу о том, что иметь много детей - это счастье и большая сила, которая поможет им выжить в наше не очень понятное время. Говоря языком финансистов, дети - лучшие «инвестиции», верные и долгосрочные.
«Нас должно быть много», - сказал герой моей небольшой зарисовки Сангаджи Кононов, и эти его слова – в заголовке заметки, а в дальнейшем они станут рубрикой, которую я буду вести.
Сангаджи родился в п. Ханата Малодербетовского района, потомок рода Дунд Хурул, он с гордостью вспоминает своего предка Укр Мергена, который был прекрасным животноводом, табунщиком, занимался селекцией, укрощал лошадей. Его мама по специальности физик, но и лирик: сочиняет стихи на калмыцком языке, большой знаток свадебных обрядов.
В 2000 году Сангаджи окончил филологический факультет Калмыцкого университета, отделение русского языка и литературы, после вуза несколько лет работал актером Республиканского русского театра драмы и комедии. Открылся в нем такой талант. Но заскучал по родине, вернулся в Ханату и стал преподавать в школе.
В 25 лет Сангаджи женился, жена, Гиляна, менеджер, а муж с улыбкой добавляет: «основная специальность - мама». Так оно и есть, чуть ли не каждые три года кормила грудью. Дети: дочь Алтана учится в 11 классе, сыну Эрдне - 11 лет, дочь Кермен - в первом классе, а маленькой Эльзяте - 5 месяцев. Большая и дружная семья. Воспитание жесткое: компьютер только по выходным и на 1 час, телефоны - кнопочные, подаренные аавой и ээджей. Смартфоны есть, но они убраны.
Сангаджи воспитывает детей в старых калмыцких традициях: дети послушны родителям, их слова - закон. Пока мы разговаривали с отцом, Кермен смирно сидела рядом, отец лишь однажды заметил: «Спину прямо держи». А младшая Эльзята в это время засыпала под песню Димы Билана «Держи». Сангаджи смеется: «Почему-то именно под эту песню засыпает». Отец семейства музыкален, играет на гитаре, а маленькая Кермен учится в музыкальной школе, по классу «фортепиано».
Сам построил пристройку к сельскому дому, провел воду, поставил стиральную машинку-автомат, так как детей много и стирать надо гору белья. Муж не гнушался женской работы и всегда помогал жене Гиляне, даже когда в школе работал: учителя знают.
Сангаджи Кононов успел поработать четыре года и главой СМО, за это время сумел помочь односельчанам, пробил скважину, и пошла живительная влага для водопоя животных. До сих пор земляки вспоминают его добрым словом. Год работал начальником отдела образования Малодербетовского района.
Сейчас Сангаджи живет в г.Элисте, переехал в прошлом году, он - предприниматель, мечтает построить свой дом, чтобы обязательно был колодец или бассейн, а дети ходили за водой, как он в детстве. Он считает, что дети с малых лет должны приучаться к труду, помогать родителям. Как это было раньше.
И еще он соблюдает пост - мацг, читает мантры и о буддизме знает много, живет в соответствии с его канонами. И это не наигранно, не на показуху. Он просто живет так, как жили его предки, и эти установки неизменны. Посмотрите на его взгляд, на фото, разве не так? Побольше бы на нашей земле таких людей, с нашей ментальностью, родным языком и твёрдой установкой сохранить себя и свой род.
Менке КОНЕЕВ