Судья - о пенсиях

06-06-2019, 09:29 | Общество

Председатель Элистинского городского суда, почетный работник судебной системы РФ, кандидат юридических наук, член Совета судей РФ Б.Э.Кензеев недавно дал эксклюзивное интервью нашей газете, связанное с деятельностью судебной системы.
- Борис Эрдниевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о новом правовом институте, суде присяжных.
- Данный институт введен в районных (городских) судах с 1 июня 2018 года. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены определенные категории производств, по которым возможно их рассмотрение с участием присяжных в районных (городских) судах при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных, заявленного после ознакомления с материалами уголовного процесса на предварительном следствии либо в ходе предварительного слушания.
На сегодня судом рассмотрено 6 уголовных производств с участием присяжных заседателей, в производстве находится еще 1 уголовное дело, которое также будет рассмотрено с участием присяжных заседателей. Существуют определенные трудности, с которыми сталкивается суд, в частности, при формировании коллегии присяжных. Если оценить все требования, которые предъявляются к кандидатам в присяжные в совокупности, очень сложно в городах с малым количеством населения, каковым является г. Элиста, сформировать коллегию присяжных заседателей, которая удовлетворяла бы всем требованиям закона. Сложно найти нужное количество присяжных заседателей, которые бы не были знакомы с участниками сторон по уголовному делу, их знакомыми, не проживали вместе и ничего не знали о совершенном преступлении, учитывая тот факт, что для нашего города совершение особо тяжкого преступления является сенсацией. Кроме того, в небольших городах, и в Элисте в том числе, многие знают друг друга лично или заочно. Несмотря на указанные трудности, суд с участием присяжных заседателей функционирует нормально. Судебным Департаментом РФ по нашей республике заблаговременно перестроены и оборудованы помещения для слушания дел: зал судебных заседаний, совещательная комната, на очереди - подготовка второго зала. Судьи, работники аппарата суда прошли необходимое обучение.
- Обществом востребована судебная информация, в том числе размещение в Интернете сведений о рассматриваемых делах. Какова ситуация в суде в этом направлении?
- Потребность общества в оперативном доступе к актуальной информации о работе суда чрезвычайно велика, в связи с чем много внимания уделяется расширению доступа граждан к правосудию, повышению открытости и гласности, в том числе путем освоения современных информационных технологий.
В частности, с применением специального программного обеспечения автоматизирован процесс судебного делопроизводства, полностью учитывающий движение дел: с момента поступления их в суд и до обращения к исполнению вступивших в законную силу судебных актов с последующей передачей законченных производством дел в архив.
Работает автоматизированная система публикации судебных решений, которая обеспечивает размещение на сайте суда текстов судебных актов и позволяет производить их поиск по различным критериям: номеру дела, наименованию стороны, участвующей в деле, по дате рассмотрения и т.д.
В городском суде установлена и успешно используется система видеоконференцсвязи, которая проводится с судами и исправительными учреждениями, расположенными как на территории республики, так и за ее пределами. Основные преимущества применения системы видеоконференцсвязи состоят в том, что она повышает оперативность рассмотрения дел, поскольку любая из сторон может принять участие в разбирательстве или подать ходатайство с её использованием, что позволяет значительно сократить время и финансовые затраты, связанные с переносом судебных заседаний из-за невозможности сторон присутствовать на них.
У граждан имеется возможность направить в суд процессуальные документы в электронном виде.
На официальном сайте суда размещается актуальная информация о всех аспектах деятельности суда, в частности, в открытом доступе можно круглосуточно получать полную информацию о порядке работы судов, движении дел и заявлений, включая информацию о времени и месте их рассмотрения. Судом налажено конструктивное взаимодействие со средствами массовой информации.
- Начиная с 2018 года, на сайте суда публикуются решения, связанные с социальной защитой лиц, замещающих государственные должности в органах власти республики. Скажите несколько слов об этом.
- Начну с того, что пенсионное обеспечение граждан, гарантированное Конституцией РФ, регулируется Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Государственная гражданская служба РФ регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».
Гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, однако такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов РФ за счет средств регионов определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих изложено в Указе Президента РФ от 16.08.1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и должности федеральных государственных служащих», где содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа за счет собственных средств.
Так, ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности).
Что касается субъектов Российской Федерации, то они должны на своем законодательном уровне и за счет собственных средств самостоятельно определять условия дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет государственным и муниципальным служащим субъектов РФ.
Исполняя Указ Президента от 16.08.1995 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и должности федеральных государственных служащих», 22 февраля 2007 года. Народным Хуралом (Парламентом) РК был принят Закон Республики Калмыкия № 335-III-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Этот закон решением Верховного суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года признан недействующим. Верховный суд Российской Федерации своим решением от 27 июля 2016 года оставил решение Верховного суда Республики Калмыкия в силе. 18 ноября 2016 года Народный Хурал (Парламент) РК принял Закон № 207-V-3 «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия». С 27 июля 2016 года прекращена выплата пенсии по выслуге лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. 9 июня 2018 года был принят Закон РК № 291-V-3 «О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулировавший правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года. Однако Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 5 декабря 2018 года указанный закон признан недействующим и утратил силу.
А между тем Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно высказывал правовую позицию, применимую к спорным правоотношениям, согласно которой Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе отменить (приостанавливать) выплату льгот компенсационного характера, при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Таким образом, отсутствие надлежащего правового регулирования в Республике Калмыкия в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих, не может являться достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных выплат лицам, замещавшим государственные должности при прекращении полномочий.
Кроме того, законодатель субъекта РФ вправе при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, вводить, изменять порядок и условия предоставления определённых льгот за счет собственных средств, при этом данные лица не могут быть лишены надлежащего пенсионного обеспечения, гарантированного им федеральными законами и законами субъекта РФ.
В связи с отсутствием в нашей республике вышеуказанного закона лица, замещавшие государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года, обращаются в Элистинский городской суд с исками о взыскании с министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года. Решениями суда их требования в большинстве своем удовлетворяются. Обращения граждан, которые замещали должности государственной гражданской службы в органах государственной власти Республики Калмыкия, скорее всего, будут поступать в суд до принятия субъектом соответствующего закона, регулирующего их пенсионное обращение.
В то же время замечу, что закон о пенсионном обеспечении граждан, замещающих должности государственной гражданской службы в органах государственной власти республики, применимы только к гражданам указанной категории и достигших пенсионного возраста.

Подготовил Бата БОВАЕВ