Кавказское предание

07-08-2019, 13:49 | Общество

Всё началось с книги «Кавказское предание», автор которой Виктор Паапу, или как его представляют на русском языке, - Виктор Папуев. Книга знакомит с преданиями, сказаниями и легендами кавказских народов, преподнесенными в стихах. Эту книгу приобрел Билан Чахкиев, заслуженный строитель ЧИАССР, заслуженный строитель Республики Ингушетия, и обратил внимание на одну фотографию, которую не раз встречал на различных сайтах, он не сомневался, что здесь изображены офицеры-ингуши «Дикой дивизии» в окружении царского генерала Лавра Корнилова.
«Однажды мне позвонили из типографии и передали письмо из Ингушетии, - вспоминает эту историю Виктор Папуев, - написал мне Билан Чахкиев из г.Назрани. Он купил мою книжку «Кавказское предание» и в фотографиях подметил неточность. Для иллюстрации книг я пользуюсь своими работами, фотографиями журналистов и Интернетом. К стихотворению о «Дикой дивизии» я нашёл в Интернете снимок, где, к сожалению, было подписано, что на ней изображены офицеры-карачаевцы. На самом деле все эти офицеры принадлежали к ингушской национальности. Чахкиев обратился в Национальный архив Ингушетии, где подтвердили, что на фотографии вместе с Лавром Корниловым стоят ингушские офицеры из «Дикой дивизии». Об этом он и написал мне. Я, конечно же, внёс поправки в свою книгу. С тех пор и завязалась наша дружба».
В 2012 году Виктор Папуев по приглашению Билана Чахкиева приехал в Ингушетию. Потом он приезжал не раз и гостил у добродушной семьи Билана Чахкиева, знакомясь с людьми и достопримечательностями древнего края.
«Я объездил почти весь Кавказ и Закавказье, но в Ингушетии побывал впервые и могу сказать, что это удивительная страна», - делился впечатлениями калмыцкий писатель. Кстати, объединяла калмыка Виктора и ингуша Билана ещё одна деталь - общая трагедия двадцатого столетия - сталинская депортация.
«Я открыл для себя Ингушетию, удивительный край, где народ много веков вёл тяжелую борьбу за существование, выживая в условиях суровой природы и в постоянных схватках с врагами», - писал он позже в книге «Кавказское предание». Их дружба не стала просто декларацией. С годами она вылилась в настоящие крепкие мужские отношения.
Вскоре Виктор Папуев написал «Ингушскую балладу» и посвятил её Билану Чахкиеву - к его 60-летию.
Баллада повествует о нравах и обычаях горцев - кистинцев. О мужестве, благородстве и достоинстве, которое видится и в схватке с врагами, и в защите своего дома, и в прекрасном обычае гостеприимства.
Как давно это было,
Протекли шесть столетий,
В те года лихолетий,
День и ночь шли сражения…
Кистов предки в горах
Башни строили – вов,
Изумление и страж,
Вызвав в стане врагов…

(Кистины – так называли ингушей грузины. Вов (вуов) – ингушская боевая башня. Галгаи – самоназвание ингушей.
Так автор начинает своё повествование «Ингушская баллада».
Старый монах, по имени Датвий, рассказывает своему гостю историю «дальнего родственника, или деда», как потом мы узнаём, монах и являлся героем своего повествования.
Датвия был стар и сед,
Предание гостю рассказал,
Как его родич или дед
С кистинским людом воевал.
В одном набеге был пленен,
Затем домой вернулся он.

Датвия рассказывает об одном набеге хевсуров на ингушское село, но дозорный ингуш увидел с башни вов, как хевсуры угнали скот, убив при этом трех чабанов.
Жесток и яростен был бой…
И многие из пришлых пали…
В живых остались в поле брани
Два брата – Бедзика, Давид,
Угрюмый Тотия с Кистани…

Бедзика, старший брат, просит Давида бежать с поля боя, чтобы «вернуться в родной Архот (хевсурское село - авт.), продолжить Гогочкури род», а сам погибает в ратном бою.
«Выслушав повесть монаха, который спешно ушёл молиться, гость по дороге домой узнаёт от ямщика, что его рассказчик-монах звался некогда Давидом, «был храбрый воин и всяких почестей достоин, с кистинским людом побратался... и в монастырь ушёл он жить».
Билан оценил балладу о доблести, мужестве и благородстве ингушского народа, посвященную его народу калмыцким другом, и хранит её у себя вместе с другими книгами и подарками. А сегодня поделился ею и с нами - читателями. А сам он ждёт в гости Виктора, чтобы вместе отдохнуть в горах, насладиться незабываемыми пейзажами Ингушетии и творениями человеческих рук. Этого же хочет и сам Виктор Папуев.
Вообще эта личность, о которой стоит сказать немного больше. Он родился 16 сентября 1950 года в г. Новосибирске. Окончил отделение журналистики МГУ. Грани дарований Виктора Папуева не могут не восхищать. Он историк, поэт, писатель, шахматист… Да еще и художник – супруге Билана он написал великолепный портрет собственной рукой.
Виктор Борисович – член Союза российских писателей, член клуба писателей Кавказа, лауреат литературной премии им. А.Грибоедова, заслуженный работник культуры Калмыкии, публицист, ветеран труда.
Виктор - блестящий знаток истории монгольских народов. Он посвятил этой теме более десятка прекрасных книг в стихах и прозе. В них гордость за великое прошлое ойратов, призыв к сплоченности, а также обеспокоенность за будущее соплеменников.
Еще одна грань таланта Папуева - это его достижение в области создания историко-этнографического и литературно-картографического двухтомного атласа «Монгольские народы». Работая над ним, В.Папуев исколесил Монголию и Бурятию, большое количество российских регионов, консультировался с коллегами из Китая, Монголии, США, Франции и других стран.
Шахматы – еще одного страстное увлечение нашего героя. Он входит в число лучших участников ветеранских турниров. К тому же еще В.Папуев один из лучших участников чемпионата России по нардам.
Виктор Борисович оформляет свои книги авторскими оригинальными рисунками. Он автор ряда эмблем чемпионатов России и мира по шахматам, проходивших в Элисте. Известны его графические и дизайнерские работы по изготовлению различных логотипов и товарных знаков.
Виктор Папуев всегда в форме, заряжает окружающих своей энергией, трудолюбием и жизнестойкостью. «Но самое лучшее его качество – он настоящий, благородный и глубоко порядочный», - говорит о нем ингушский друг Билан Чахкиев.

Лилия ХАРСИЕВА,
газета «Ингушетия» №№109-112 от 25 июля 2019 года