К 100-летию автономии Калмыкии. СИМВОЛ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

08-06-2020, 17:37 | История

Как известно, не так давно все жители Калмыкии с огромной радостью восприняли новость, что в столице России, городе Москве установили мемориальную плиту Герою Советского Союза, генерал-полковнику Оке Ивановичу Городовикову. Символично, что этот знак вечной памяти и всенародной любви установили в год 75-летия Великой Победы и 100-летия автономии республики Калмыкия.
Ведь этот человек вошел в историю не только Калмыкии, но всего Советского Союза, России как выдающийся военный, общественный и политический деятель. Неоценима его заслуга перед калмыцким народом в деле восстановления автономии республики.
В этой связи к нам в редакцию обратился наш постоянный читатель, ветеран труда Николай Бембеевич Кекнохаев, чтобы поделиться одной историей, связанной с Окой Ивановичем Городовиковым, Об этом случае, ставшем для их семьи настоящей легендой, знают все домочадцы, и она передается теперь из поколения в поколение. Николай Бембеевич считает, что сегодня, к сожалению, о личности нашего знаменитого земляка знает только старшее поколение, поэтому он считает своим долгом рассказывать детям, внукам, правнукам о роли нашего знаменитого соплеменника. И он с гордостью показывает всем черно-белую фотографию, которая уже много лет висит в рамочке на стене в доме Николая Бембеевича. На том снимке, сделанном более 60 лет назад, запечатлены Ока Иванович Городовиков вместе с его матерью, Ноган Санциковной.
Фотография сделана в 1959 году, во время приезда генерал-полковника в Элисту, на празднование 350-летия добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства. Тогда, как гласит семейная легенда Кекнохаевых, Ока Иванович встретился с матерями, чьи сыновья служили в армии. По окончанию той встречи он и сфотографировался на память с Ноган Санциковной, которая рассказала Герою Советского Союза, как ее сын Николай достойно исполняет свой воинский долг перед Родиной. Да, как раз в тот период, с 1957 по 1961 годы Николай Бембеевич служил в Уральском военном округе. За эти три с половиной года он успел отличиться не только в военно-политической подготовке, но и спасти жизнь ребенка. В один из очередных увольнений рядовой Кекнохаев увидел маленькую девочку, сидящую на железнодорожном полотне, куда приближался поезд. Солдат, ни секунды не раздумывая, кинулся на помощь. Он успел схватить ребенка, прижав его к себе, скатиться с насыпи, и в тот момент, буквально, сразу на высокой скорости пронесся состав. Спасенная девочка, как показалось Николаю Бембеевичу, больше испугалась своего спасителя. Она заплакала и побежала в сторону находившегося рядом колодца, где набирали воду две женщины. Возвратившись в часть, Кекнохаев никому не рассказал об этой истории, сослуживцы и командование узнали только со слов родителей той девочки, когда они всей семьей пришли поблагодарить смелого военнослужащего. Вскоре Николая Бембеевича поощрили краткосрочным отпуском домой.
Когда Ноган Сянциковна в ходе встречи рассказала Оке Ивановичу о мужественном поступке сына, генерал-полковник поблагодарил ее за хорошее воспитание Николая. Показывая нам эту старую фотографию, Николай Бембеевич говорит, что их воспитанием в семье всегда занималась мама, которая была по характеру очень боевой женщиной. Благодаря силе духа, она сумела в сибирской ссылке вырастить своих детей, и до конца жизни ждала возвращения мужа, погибшего во время Сталинградской битвы. По словам сына, родители жили очень дружно. Вспомнил он и другую семейную легенду, связанную со свадьбой родителей. Оказывается, в молодости к юной Ноган Санциковне сваталось много парней со всей округи. Так вот, ее отец устроил среди поклонников дочери скачки на лошадях, где победу одержал Бембя Кекнохаев, он и увез после свадьбы невесту к себе. Очень оберегал ее, заботился, но начавшаяся внезапно война не дала, к сожалению, супругам возможности прожить вместе до глубокой старости.
В памяти Ноган Сянциковны встреча с Окой Ивановичем оставила глубокий след, она часто вспоминала ту беседу, постоянно рассказывала детям о Герое Советского Союза. С каждый раз с благодарностью повторяла, что восстановление национальной автономии после насильственной депортации калмыков в Сибирь и районы Крайнего Севера напрямую связано с именем Оки Ивановича. И это, действительно, так. Ведь созданная в 1920 году наша автономная республика в годы репрессий была упразднена, ее территория была разделена и передана в соседние регионы. Благодаря авторитету участника Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенанта Городовикова и при его непосредственном участии была создана инициативная группа, имевшая доступ к тогдашним руководителям страны, и добивавшаяся восстановления прав калмыков. Возвращаясь к сегодняшним событиям, стоит сказать, что мемориальная доска памяти Оки Ивановича Городовикова, как известно, установлена у дома № 11 в Большом Ржевском переулке Москвы, где жил наш легендарный земляк. Именно там инициативная группа в 50-х годах 20-го столетия проводила свои первые собрания по восстановлению калмыцкой автономии и возвращению нашего народа из ссылки. Поэтому Оку Ивановича можно по праву считать символом национальной свободы и восстановления исторической справедливости.
Оттого наш постоянный читатель решил рассказать всем свою семейную легенду, связанную с именем Оки Ивановича Городовикова, чтобы жители Калмыкии, особенно молодежь через личности таких людей глубже изучала историю родной республики и всей страны.

Алла МУЧКАЕВА
Фото из семейного альбома Кекнохаевых