«ОБЩЕТЕХ» В НАШЕЙ СУДЬБЕ

16-06-2020, 18:06 | История

В жизни, как правило, чаще вспоминается хорошее или плохое. Накануне двух исторических юбилейных дат я выбрал именно первый вариант, потому что в 70-80-е годы прошлого века, не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство нынешних автомобилистов и строителей республики были выпускниками общетехнического факультета Калмыцкого государственного университета. Причем, среди них немало и тех, кто заслужили почет и уважение.
Их созидательный труд позволил в кратчайшие сроки возвести у нас новые микрорайоны, открыть автомобильные маршруты, связавшие в единое целое разрозненные прежде населенные пункты степного края. И, несмотря на резкий континентальный климат, острый дефицит строительных материалов, запасных частей и многое другое, с честью выполнили свой патриотический и гражданский долг перед республикой. Моим товарищам по учебе тех лет, а сегодня убеленным сединами ветеранам, я думаю, будет интересно вновь окунуться в далекую атмосферу студенчества и бередящие душу ностальгические воспоминания. Тем самым хочу напомнить о значимости общетехнического факультета в судьбе каждого из нас, ставшего подлинной кузницей местных кадров (не сочтите это за излишнюю патетику), подготовившего целую когорту славных послевоенных созидателей. Это они после возвращения из ссылки возрождали свою автономию из руин и достойно справились со своей миссией, преодолев неимоверные испытания и трудности.
Правда, у каждого из нас все складывалось по-разному и по-своему. У меня, например, все начиналось с того, как после окончания в 1975 году школы я поступил на общетехнический факультет КГУ по профилю «машиностроение». Обучение здесь велось по заочной и вечерней форме, а занятия шли с 19 и до 22-х часов. У нас было два потока: строительный и машиностроительный. Кроме городских, студенты проживали в п.Солнечный (Аршан), селах: Вознесеновка и Троицкое, и каждый, как мог, добирался вечером домой, так велико было желание получить высшее образование. Некоторые даже ходили пешком. Помню, мой однокурсник Володя Мангаев жил в пригороде, Солнечном, и почти ежедневно (кроме выходных) добирался пешим ходом, представьте, каково ему было! Группы у нас насчитывали по 25-30 человек, все они днем работали, а вечером были на занятиях. Все трудились по своей специальности, в разных сферах производства. Несмотря на объективные и субъективные причины, посещаемость оставалась стабильной: на уровне 80-90 процентов.
Поскольку мы были на машиностроительном потоке, то все, кто учился на общетехе, перевелись на очную форму, а кто-то предпочел продолжить обучение заочно, как я, в Ставропольском политехническом институте. Многие выбрали специальность, связанную с работой на автотранспортных предприятиях. В те годы таких профильных организаций хватало, соответственно, автомобильный парк был большой. В этой связи хочу заострить свое внимание на одном предмете, который почти все из нас изучали. Я имею в виду устройство и эксплуатацию двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Мои однокурсники по политеху в начале лета сдавали сессию раньше и все выезжали на уборку: работали на машинах, на стройке, кто-то на тракторах, особенно много было комбайнеров. То есть формировался своего рода стройотряд, где основным критерием являлось знание техники. У всех имелись права 1-3 класса на вождение всех категорий автомобилей, а у многих, вдобавок, на управление комбайнами и тракторами. Свои права я получил в г.Ставрополе. Эти навыки мне пригодились, когда я в лесу неделями безвылазно трудился на буровой. При ремонте техники приходилось рассчитывать только на себя, когда, бывало, полдня уходило на запуск двигателя, а вторая половина - на перегон буровой по лесу и дорогам, где толщина снегового покрова достигала 100 сантиметров.
Изучая ДВС, я впервые тогда услышал фамилию - Ленин. Но это был не Владимир Ильич, а его однофамилец, Игорь Михайлович, отпрыск актера М.Ф.Ленина, который получил паспорт еще в 1902 году, то есть раньше, чем вождь мирового пролетариата. Это сокращение от фамилии Ленский, поскольку тот окончил драматические курсы при Московском театральном училище по классу как раз А.П.Ленского. Так вот, Игорь Михайлович Ленин – учёный, по книгам которого мы, студенты, изучали азы своей специальности. В частности, устройство ДВС, как определять типы поломок: карбюраторных, дизельных, воздушных - на основе подачи топлива и способов охлаждения. Что же касается меня самого, то я изучал типы подачи топлива в карбюраторных двигателях. Игорь Михайлович Ленин - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор технических наук, профессор, известный ученый. Дважды удостаивался Государственной премии за разработку экономических показателей при подаче топлива и надежности двигателей внутреннего сгорания. Автор множества книг, учебников, пособий для студентов машиностроительных вузов по данной тематике. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с отцом, где покоятся известные в стране личности.
По окончании института все мы трудились по полученным специальностям. Я, например, работал главным механиком, другие – в системе эксплуатации подвижного состава, есть среди нас и главные инженеры, а также те, кто имеет собственные фирмы, занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками. Так, Виктор Куюкинов организовал фирму «Курьер», а Виктор Писаренко – производство по обслуживанию строительных организаций самосвалами, кранами, другой техникой, а также по оказанию сварочных услуг. Во время учебы на общетехе деканом у нас был Васляев Семен Манджиевич, это он направил нас в Ставропольский политех. Я - выпускник автофакультета по специальности «эксплуатация автотранспорта», другие получили дипломы по профилю: «ремонт автотранспорта». А уже после окончания института мы с Семеном Михайловичем тесно взаимодействовали и плодотворно сотрудничали, а поскольку у него такое же образование, как и у нас, так что нам есть, чем поделиться. И всякий раз, когда заходит речь о Ленине, по аналогии вспоминаем И.М. Ленина - автомобилиста.
Годы идут, нам уже более 60 лет, мы, экс - общетеховцы, часто встречаемся, созваниваемся. Каждые пять лет проводим встречи, которые начинаются всегда с посещения кафедры, переступив порог которой мы получили заветные студенческие билеты. В 2018 г. отметили 35-летие со времени нашего выпуска. Подытоживая сказанное, считаю: наша родная альма-матер, инженеры-строители и механики, автомобилисты внесли свой посильный вклад в становление как инженерного образования, так и в социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, в целом.

Мерген САНГАДЖИЕВ,
доцент, кандидат геолого-минералогических наук

НА СНИМКЕ: выпускники тех лет у здания Ставропольского политехнического института. Сангаджиев -1-й слева)