Калмыкия - Отчизна

03-07-2020, 16:29 | Общество

Наступает новый наш праздник - День Республики! 5 июля, сто лет назад, была провозглашена Автономная область калмыцкого трудового народа, это событие осознанно, символически было проведено именно в центре Калмыцкой степи, в поселке Чилгир.
Решающим фактором предоставления автономии было то, что калмыки тогда в большинстве своем были еще кочевым народом, с особыми условиями быта, проживания, ведения сельского хозяйства. Был еще один – возможно, определяющий. Мы, те, кого назвали калмыками и назвались калмыками, стали уже неотъемлемой частью России, ее жизни, ее судьбы. Еще в 1912 году до трагических событий гражданской войны ученый, просветитель Григорий Прозрителев, выпускник Московского университета, написал следующие, актуальные и сейчас строки: «Теперь, когда упорядочение совершилось, когда русский человек поставил свое знамя высоко над всеми соперниками в обладании страной и народный гений стремится к братскому общению со своими противниками и правдивому, без насилия чужого достоинства, общему укладу, не может быть забыт и калмык, как сын великой страны, для оберегания единства которой и он поливал свою кровь».
Именно поэтому наши земляки, первые европейски образованные интеллигенты, в тот период уже обсуждали возможные формы будущего государственного устройства калмыцкого народа: от автономии до казачьей Калмыкии.
При этом не было и намека на самостоятельное существование калмыцкого народа вне России. С юридической точки зрения в 1771 году Калмыцкое государство (ханство) со своими подданными ушло, поэтому ее бывшая территория стала территорией Российской Империи. Мы, калмыки, с того момента имеем политико-правовую связь вначале как подданные – с российской монархией, а впоследствии как граждане – с РСФСР, а в современных условиях – с Российской Федерацией. Это важно сейчас, как показали последние события в условиях пандемии, именно государства, не транснациональные мировые корпорации, взяли ответственность за народ, за своих граждан.
Еще одним сугубо юридическим моментом является то, что автономия как правовой режим управления предоставляется верховной, суверенной властью того или иного государства, чем она руководствуется при этом, фактор уже политический.
В последние 30 лет в публичное пространство вброшены тонны разнообразных материалов, многое важное стало известным, действительно, в эти годы, но и много субъективной, а иногда и фальсифицированной с определенными целями и задачами информации.
Мне поначалу импонировали свежие на тот период взгляды ряда калмыцких публицистов, некоторых писателей и ученых, но чем дальше, тем больше домыслов, предположений архаического свойства. В результате чего, можно сказать, калмыцкое ядро народа размывается, а на поверхности оказываются красивые, на первый взгляд, легенды и мифы о славном прошлом наших азиатских предков – ойратов. Спору нет, это богатейшая, можно сказать, великолепная сага, но те кочевые ойратские государства не имеют юридического правопреемства с современной Республикой Калмыкия. В настоящий момент именно она – в составе российского государства – существует как единственная государственность калмыков, а не ойратов, не какого-либо сословия или племени/ субэтноса, гордящегося своим недавним или уже далеким прошлым. Юридические конструкции тем и сильны, что четко определяют границы, значительно отчетливее, чем политические и идеологические факторы.
Двадцатый век оказался богат на события. Наша малая родина, Калмыкия, испытала за этот период все то, что и большая – Советский Союз, Россия: переломные двадцатые, неоднозначные тридцатые, Великую Отечественную войну, ликвидацию и высылку калмыков на вечное поселение в Сибирь и на Крайний Север, возрождение шестидесятых, семидесятых, застойные восьмидесятые, бурные или, как их еще называют, лихие девяностые, тучные нулевые.
Перед нами всеми новая реальность, это связано и с внутренними политическими процессами, и с неизведанными ранее мировыми угрозами в виде пандемии, последствиями возможного потепления.
Несмотря на кажущуюся хаотичность общественных процессов в стране, Россия последние 12 лет – применил бы слова известного русского дипломата – «сосредотачивается». Период первоначального накопления капитала завершен, вопрос в реформировании государственной машины, ее высших эшелонов, понятно, что там начинаются и планируются большие, возможно, и кардинальные изменения.
Что же у нас, в Калмыкии? Вместо четкого осознания, что слышны «шаги командора», вместо внутреннего спокойствия, с которым надо принимать предстоящую «бурю беспощадной судьбы», уже год, как идёт бурная имитация гражданской активности. Сформирована своего рода «хотонная политическая культура», где – громкие пафосные слова и практика использования зловредных слухов, сплетен, ставка на низменные чувства человека ради политических задач. Она, как сорняк, не дает прорасти здоровым росткам гражданского общества в Калмыкии.
Делается это осознанно именно сейчас или это результат случайности, накопившейся моральной усталости, переходящей в злость, в эмоции?
Существующее своего рода «глубинное государство» в Калмыкии прекрасно понимает, что начавшиеся изменения могут серьезно отразиться на их денежных потоках, на их собственности, на их возможности большей частью тайно, келейно, хочется еще сказать подло, решать судьбы неповинных людей, которые стоят на пути. Два года назад опытные, скажем так, оппозиционеры на своем чуулгане уже открыто называли вещи своими именами, в том числе упоминая и некоторые персоны, повинные в существующем положении вещей. Сейчас же у них, судя по всему, произошла «смена вех».
Цель для понимающих очевидна – создать ощущение неустойчивости и слабости существующей власти, конкретных высших должностных лиц. Не обсуждаются стратегические вопросы, все упирается в личности.
После недавней статьи меня начинают спрашивать, что же делать дальше, ведь многие земляки искренне переживают за Калмыкию, ее судьбу.
Будет ли в 21 веке калмык «другом степей»?
Не знаю, не провидец, не пророк, не готов также мыслить сейчас как политик, так как несколько ключевых проблем нужно решать политическими методами и средствами.
С точки зрения общественных процессов, думаю, что нужно просто трудиться, много и эффективно работать. Трудиться в самом широком смысле, то есть создавать общественный продукт, востребованный обществом, людьми, государством. Именно трудиться, не воровать, не осваивать деньги, ресурсы, в чем преуспели за эти прошедшие годы некоторые наши земляки, надо же быть честными. Надеюсь, что хитрость и насилие перестают быть решающими элементами накопления капитала, и фраза «если ты умный, почему не богатый», уже не аксиома.
Недавно в своем Обращении к нации Президент России В.В.Путин сказал весьма важную мысль: главное для российского государства в условиях пандемии – жизнь людей, народосбережение!
Для нас это более чем актуально. Ведь калмыки, как народ, постепенно живут уже в разделенном состоянии, появилась большая диаспора в Москве, Петербурге, на Северах. У нас до сих пор нет четкого общественного и государственного восприятия: кто они, уехавшие из Калмыкии, «бойцы в дальнем походе» или уже «тасрсн махн», отрезанные ломти в аналогичной по содержанию русской идиоме. Несмотря на ценность Калмыкии, как национального очага, отчего края, много людей, особенно молодежь, имеют лучшие возможности и шансы личной реализации за ее пределами.
Не видят себя здесь, в Калмыкии, у меня нет верифицированной информации, по ощущению больше – местные славяне, по крайней мере определенная их часть. Недавно общался со своим земляком, почти ровесником, славянином, родня которого по материнской линии была в числе первых поселенцев в Калмыцкой степи, в Элисте. Давно живет в соседнем регионе, но Калмыкия в его сердце, в его душе, чувствуется. Недавно говорит, с горечью, был в селе (часть Элисты), понимаю, что уезжают люди, не видят будущего, перспектив.
Поэтому для возрождения Калмыкии надо вглядеться в себя, понять, почему это произошло, то ли это следствие глобальных или российских процессов, то ли это уже наша доморощенная болезнь.
Я намеренно оставляю вопрос открытым, слишком болезненным и неуместным может оказаться ответ, особенно в такое сложное время.
Но если не будут созданы честные и открытые модели реализации своих возможностей на основе принципов меритократии, молодежь, по крайней мере, умная и сильная, уверенная в себе, будет уезжать за пределы республики. Будут уезжать и потомки тех славян, которые вжились, стали нашими, местными.
Нам надо понимать, что никто, кроме нас, не сможет сформулировать общую общественную идею, ради которой мы все будем отдавать свои силы, умения, таланты. Наши родители, более старшее поколение отдавали иногда и жизнь за свою идею, за Отчизну, за Хальмг Тањєч.
Сейчас у нас, как и после возвращения из Сибири, есть еще базис, фундамент для возрождения, для полноценной благополучной жизни в Калмыкии. Это плод моих размышлений последних лет.
И самое главное – иной альтернативы, в общем – то, и нет!
В заключение не могу не вспомнить в эти праздничные дни своих родных и близких мне людей, которые по-настоящему любили свою родину, Калмыкию, и передали эти чувства мне. К сожалению, не могу упомянуть всех.
В год 75-летия окончания Великой Отечественной войны хочу назвать своего ааву Сенглеева Зургана Шаджиковича, фронтового офицера, командира взвода ротных минометов. Он прожил всего 49 лет, пройдя фронт и Сибирь, уже вернувшись домой, в родной Ревдольган, трагически ушел из жизни. Мне было чуть более полутора лет, когда пришла беда, и я не помню дедушку. Но судьбой мне и моему сыну через более 50 лет от него был передан своего рода завет, жизненный принцип: уже почтенного возраста землячка сказала, что видела его один раз в возрасте 23-х лет, когда они вернулись из Сибири. Времена были непростые и он говорил им, молодым: «Бичі іітн, эн мана єазр» – «не бойтесь, это наша (родная) земля!»
Свои знания и умения отдал родному краю и мой отец Сенглеев Борис Зурганович, которому судьба дала прожить неполные 37 лет. Он оставил нам, его детям, добрую, обязывающую нас память, высокую планку человеческого поведения. А в памяти односельчан остался как умелый и справедливый руководитель совхоза, в котором люди труда были уверены в завтрашнем дне, и, что немаловажно, получали по тем временам весьма большие, честно заработанные, доходы.
В далеком уже 1980 году, 40 лет назад, я и мои одноклассники окончили среднюю школу и вступили во взрослую жизнь. Мы с большой теплотой при встречах вспоминаем нашу первую учительницу, мудрую Цаган Саранговну Гаряеву, и классную руководительницу Светлану Владимировну Джиляеву, приехавшую из далекого рязанского Пронска, которая стала настоящей яшкулянкой.
Не могу не вспомнить и Петрову Юлию Сергеевну, мою любимую тетю, которая отдала свою короткую жизнь профессии, профессиональному долгу врача, доктора. Прошло более 35 лет со дня ее ухода из жизни, но ее помнят: недавно, во время встречи со своим молодым товарищем, его мама вспомнила ее, таким хорошим человеческим ощущением… Говорят, что люди живут до тех пор, пока их помнят.
Один известный ученый, социолог, как-то определил, что у тех, кто живет в условиях, когда днем горячая знойная степь или пустыня, а ночью над головами вселенная, звезды, вырабатывается особый характер, деятельный, решительный и одновременно созерцающий, задумчивый, что сказывается на жизненном коде народа. Никто так и не знает, почему наши предки пришли за тысячи километров сюда, к берегам великой русской реки и к побережью Каспия. Как-то слышал о красивой легенде, что, увидев лотосы в дельте Волги, они пришли к выводу, что сакральные хозяева земли и вод примут наш народ.
Поэтому я надеюсь, верю, что и последующие поколения моих земляков будут по ночам вглядываться в мириады звезд на высоком ночном небе, дышать запахом степной полыни, ощущать знойный, иногда пыльный ветер с востока и чувствовать, что они дома, в отчем крае, в своей Отчизне!

Юрий СЕНГЛЕЕВ


#100летАвтономииКалмыки #ИсторияКалмыкии #РеспубликаКалмыкия #Калмыкия #Регион08