В поисках путей калмыцкой автономии

03-07-2020, 16:28 | Общество

В процессе вовлечения калмыцкого населения в экономическую и культурную жизнь России на рубеже XIX – начала XX веков, с увеличением плотности коммуникационных связей большую роль стало играть распространение грамотности среди калмыков. Первые калмыки поступили в высшие учебные заведения Российской империи, благодаря чему стало возможным появление блестящей плеяды калмыцкой интеллигенции (Номто Очиров, Данзан Тундутов, Бадма Уланов, Санджи Баянов, Ефим Чонов, Эренжен Хара-Даван и другие). Воодушевленные идеей национального возрождения своего народа, в бурные годы революции и Гражданской войны 1917-1920 гг. многие из них оказались вовлеченными в революционное движение, а также приняли активное участие в политических процессах, связанных с созданием национальной автономии. Одной из значимых фигур первого поколения калмыцкой интеллигенции того периода был молодой врач Эренжен Хара-Даван. Как показывает история, главным и стержневым для него вопросом являлось объединение и национальная автономия калмыков любыми путями и способами. Главным для него была конечная цель. К сожалению, в результате политических перипетий он оказался вдали от родины, в Югославии, где создал свой основной труд «Чингис-хан как полководец и его наследие», а также целый ряд статей и воспоминаний. Одну из них, «Калмыцкие студенты-пионеры», с небольшим сокращением мы представляем вашему вниманию.
«Калмыцкие студенты-пионеры появились у астраханских, ставропольских и донских калмыков одновременно в 1906 году. Студент-юрист Бадьма Уланов, курсистка высших женских курсов Данара Уланова из донских калмыков; студент-политехник Ефим Чонов из ставропольских калмыков; студент-юрист и ученик консерватории Петрограда, талантливый виолончелист, к сожалению, умерший, не окончив школы, Дорджи Манджиев, студент-юрист Б. Муцаганов, также «старшие», уже окончившие вуз студенты Восточного факультета Номто Очиров, Гаря Хонгоров и Бадма Сангуров, студент-юрист Санджи Баянов и студент-медик Эренжен Хара-Даван – из астраханских калмыков. Все перечисленные «пионеры» были в Петроградском университете, политехнической, Военно-медицинской академиях. Кроме них, в Казанском ветеринарном институте были Санжа Тимошкаев, Петр Кутузов и Абуша Цебеков.
Выбор Петербургского университета всеми, кроме трех ветеринаров, объясняется тем горячим стремлением к большому научно-культурному центру, где были сосредоточены лучшие научные силы, а пионеры поистине жаждали знания и света, чего, казалось, невозможно было получить в провинции.
Надо принять во внимание, что мы окончили средние школы после первой русской революции 1905 года. Нас захватила общая волна освободительного движения среди русской общественности. Эта волна сильнее всего была именно в среде петербургского и московского студенчества. Известно, что русское студенчество было самой идейной и радикальной частью этого движения.
Оказавшись в Петербурге, мы сразу попали в центр этого притяжения. Нас подхватила общая идейная волна студенчества того времени. В первое время робко, после гимназических скамей с их классными надзирателями и строгими учителями, а затем все смелее и смелее мы стали посещать в разных местах: то в университете, то на Васильевском острове, то в политехникуме на Лесной или в инженерном институте лекции разных знаменитостей того времени на самые различные темы. В наших сердцах, как и вообще студентов того времени, помимо профессоров, насыщенных научными доктринами, завидное место занимали и разные политики, члены Государственной Думы, часто выступавшие с публичными докладами на разные «животрепещущие» темы, главным образом, с критикой абсолютистского строя.
В наших головах происходили сдвиги, шла быстрая переоценка ценностей. Нам казалось, что стоит только уничтожить «проклятое» самодержавие, как начнется по необъятной Российской империи райская жизнь.
Когда каждый из нас в достаточной степени напитался этими настроениями, у нас, у студентов-калмыков, назрела необходимость всем собраться, обменяться мнениями.
Инициативу созыва взял я и однажды пригласил всех студентов-калмыков к себе. В кратких словах мною была выражена мысль о потребности калмыкам-студентам соорганизоваться. Тут же были выработаны цели и задачи нашей будущей национальной организации. Конечно, теперь нельзя точно вспомнить, кто и что говорил и предлагал на этом первом собрании первых пионеров калмыцкой интеллигенции в европейском смысле этого слова. Поэтому я расскажу о том, что нами обсуждалось, без упоминаний имен, насколько мне запомнилось как участнику. Не помню точную дату собрания. Это было зимой 1906 года, накануне Рождества.
В начале оживленных прений выявились следующие бесспорные для каждого из нас положения:
1. Нам, немногочисленным студентам-калмыкам, нецелесообразно разбрасывать свои силы, входя в разные многочисленные российские партии.
2. Все пришли к заключению, что нам надо заложить национальную организацию, каковую решили назвать «Улан Залата».
3. Организация имела цель – освободить калмыцкий народ от попечительской власти русских и передать таковую самому калмыцкому народу.
4. Установить всеобщее бесплатное народное просвещение.
5. Провести меры к поднятию животноводческого хозяйства с рациональной его эксплуатацией как главной основой тогдашнего калмыцкого народного хозяйства.
6. Решено было немедленно приступить к собиранию книг и изучению истории и литературы своего народа.
…Соответственно с обстановкой того года, когда самодержавие, хотя и значительно расшатанное «пробной» революцией 1905 года, все же торжествовало победу, подавив все вспышки революции, наши требования не шли дальше национально-территориальной автономии. Нам представлялось, что с установлением демократической власти исчезнут все нежелательные для нас мероприятия русской центральной власти и народу будет дано все, что в интересах его экономического и культурного прогресса.
Внутренняя жизнь калмыцкого народа представлялась нам также демократической, опирающейся на волю национального народного съезда, составленного из аймачных и улусных представителей…
…Собраний «УЗ» было всего несколько. Путем совещаний мы пришли к выводу, что «УЗ» есть нелегальная национальная организация и что, если власть обнаружит наши собрания или устроит у кого-либо обыск, то нам угрожает, минимум, лишение наших стипендий, хотя они шли из калмыцких общественных сумм, а, может быть, и ссылка или «Бутырка».
Было решено, что ни один из нас не имеет морального права идти этим путем, чтобы не рисковать бесполезно национальными силами. Мы должны были окончить наше образование, а потом служить своему народу. Поэтому ввиду особенно участившихся обысков у студентов и в связи с трудностями, возникающими с нашими собраниями, на одном собрании было решено перевести «УЗ» на «свернутое» до наступления более благоприятных условий.
В качестве компенсаций этой нашей принужденной пассивности мы решили усиленно приняться за изучение родного народа. Так как нам не были известны источники для этого, то мы просили указаний у профессоров-монголоведов Котвича, Руднева и Рамстедта. Но и они не дали нам нужное, как вижу теперь. Так, например, они не дали нам ознакомиться с историей монголов Рашид-ад-Дина и «Сокровенным сказанием монголов», с которыми я ознакомился уже здесь из библиотеки проф. Котвича при составлении своего труда о Чингис-хане…
Таким образом, студенты-пионеры обратили всю свою энергию на путь самоизучения, самопознания. Кто какой отраслью интересовался, тот тем и занимался. Я лично интересовался аграрным вопросом, как отраслью, наименее у нас развитой, но которой суждено стать одним из жизненных факторов народного хозяйства…
…Нельзя не упомянуть, что в то время многие не только студенты, но и учащиеся в средних школах, наши последователи, во многих случаях заболевали в новых условиях городской жизни туберкулезом, бросали школы или, не окончив, умирали. …Из наших товарищей, упомянутых пионеров, умерли от чахотки: Дорджи Манджиев, Б.Муцаганов, Гаря Санзыров и из младших Харманджиев.
Благополучно окончившие высшие школы: брат и сестра Улановы, С. Баянов, Н. Очиров, Е. Чонов, Э. Хара-Даван. Тимошкаев умер, уже будучи ветеринарным врачом. Из них Н. Очиров, оставался под большевиками. Е. Чонов вернулся отсюда, остальные до сего дня в эмиграции.
Белград, 1932 г.».

Намру МАНДЖИЕВ



#100летАвтономииКалмыки #ИсторияКалмыкии #РеспубликаКалмыкия #Калмыкия #Регион08