«СӘКҮСН» ЦАГАНА АТХАЕВА

14-08-2020, 16:20 | Духовность

Нам досталось жить в начале XXI века, времени противоречивом и сложном. Практически каждый из нас нашел или все еще ищет свою духовную опору, позволяющую не потеряться в бушующем океане современного мира. Какой будет эта опора – каждый должен решить сам, но хочется, чтобы пример Цагана Атхаева стал путеводной звездой для тех, кто ищет...
Еще каких-то сто лет назад обычная, повседневная жизнь кочевника-калмыка не мыслилась вне учения Будды. Древние заветы индийского принца, ставшего Просветленным, были основой поведения наших предков, а потому люди жили в гармонии с собой и окружающими, несли ответственность за каждую свою мысль, слово и дело. До революции у наших предков было много детей, и высокой честью для семьи считалось отдать одного сына в монахи. Это история о калмыцком монахе Цагане Атхаеве, его верности духовным идеалам, стойкости духа и великому состраданию к страждущим людям.
В 1900 году в калмыцком хотоне Овгеш Эркетеновского улуса, в семье калмыка Уты Атхаева родился мальчик. Его, четвертого сына, родители назвали Цаганом. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец отвез его в местечко Болан толга, где стоял хурул рода Манджин Шарс Багуд, и отдал в ученики. Ученый Бадма Меняев в работе «Рукописное наследие Цагана Атхаева» пишет, что с детства Цаган отличался ясным умом и сообразительностью, и этим особенно понравился настоятелю хурула, Бадме-гелюнгу, ставшему главным наставником. Учеба молодому послушнику давалась легко, и в положенное время он принял высшую степень посвящения – 253 обета гелюнга, а вместе с ними имя Гаванг Чойпел.
Окончив учебу, гелюнг Гаванг Чойпел возглавил уланхольский хурул, что крайне редко дозволялось молодым монахам, не имевшим большого опыта работы с людьми. Молодому настоятелю досталось совсем непростое время. В 1917 году над Россией пронеслась революция, а вслед за ней пришла кровавая Гражданская война. Когда Советская власть окончательно утвердилась в калмыцкой степи, началась борьба с религией. Одного за другими стали арестовывать и увозить в неизвестность калмыцких монахов и зажиточных людей, закрывать хурулы и отбирать их имущество. Но даже в такое непростое время гелюнг Гаванг Чойпел и его хурул были центром защиты и утешения.
Весной 1936 года сотрудники НКВД арестовали Цаган-гелюнга. В марте того же года он был осужден и постановлением «тройки» НКВД Сталинградского края приговорен к пяти годам лишения свободы в исправительных трудовых лагерях. Наверное, излишне говорить о том, каким испытанием для буддийского монаха были эти пять холодных и голодных лет. Цаган Атхаева заставили отказаться от монашеских обетов, разорили родной хурул и уничтожили образы Будды, отняли даже четки для молитв, но не смогли отобрать веру! Именно вера стала тем внутренним стержнем, благодаря которому этот удивительно стойкий и отважный человек сумел вынести пять лет нечеловеческой каторги и вернуться живым в родные края.
Цаган Атхаев появился в Улан Холе в 1941 году, похудевший, больной, но не сломленный. Грозные буддийские божества, сәкүсн Шарс-Багутова рода, как будто хранили его для какого-то важного дела. Да, у Атхаева уже не было обетов монаха, но нерушимыми оставались обеты бодхисаттвы, существа, устремленного к Пробуждению ради блага всех живых существ. Благодаря им, он продолжил тайно практиковать наставления Бадмы-гелюнга и других своих учителей, всем, чем возможно, помогая своим землякам. Под покровом ночи, втайне от властей, Цаган Атхаев проводил обряды и читал буддийские сутры, он много писал и переписывал буддийские произведения, желая сохранить святые учения для потомков.
Хранили буддийские сәкүсн Цагана Атхаева и тогда, когда в конце декабря 1943 года калмыков выслали в заснеженную Сибирь. В первые годы ссылки от холода и голода люди умирали сотнями, и те, кто знал монаха, шли к нему за поддержкой и помощью. Атхаев никому не отказывал, ведь много лет назад, в присутствии своего учителя и других монахов, перед бронзовым ликом Будды и буддийских защитников он дал обеты бодхисаттвы. Он обещал быть лекарем и помощником для страждущих, сиделкой у постели больного, покуда все не исцелятся. Нисколько не жалея, он обещал отдавать себя и вещи, а также все добродетели на благо живущим. И он так жил, как жили сотни тысяч буддийских монахов на протяжении сотен лет.
В 1957 году калмыков реабилитировали. Закончились 13 лет унижений и мытарств народа, и люди стали возвращаться на родину. Вместе со всеми приехал в родные края и Цаган Атхаев. Он поселился с семьей в родном Улан Холе, и, несмотря ни на какие трудности, до самой смерти раздавал людям искры веры, той, которой он сам горел всю жизнь. Цаган Утаевич Атхаев прожил на этой земле чуть больше, чем Будда. Он ушел в чистые земли в 1981 году, оставив на земле своих детей, свои труды, рукописи и память сотен земляков, которых он спас как врач, астролог и буддийский священник.
В старину калмыки верили, что выдающиеся люди после смерти становятся защитниками рода, сәкүсн. Думается, Цаган Атхаев стал таким сәкүсн еще при жизни. Он поддерживал в людях веру в Три Драгоценности в самые тяжелые годы гонений Советской власти на религию, когда за буддийский обряд можно было получить немалый срок. Он бережно сохранял традицию переписывания священных буддийских текстов, врачевал людей, защищал их от бед и напастей, собственным примером показывал верность идеалам однажды выбранного благого пути. И его, защитника Дхармы на земле, оберегали грозные буддийские божества-защитники из своих чистых обителей.
Когда историей стала и сама Советская власть, благодарные земляки-уланхольцы организовали буддийское сообщество «Цаган», воздвигли в Улан Холе хурул, который назвали «Цаган-хурулом», в честь выдающегося сына Эркетеновского улуса Цагана Утаевича Атхаева. Большую часть библиотеки хурула составляют сутры, которые передали потомки гелюнга Гаванг Чойпела.
В год 120-летия со дня рождения досточтимого просветителя Цагана Атхаева на пожертвования жителей п. Улан Хол и других сел Калмыкии и Астраханской области в Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» возведена ступа «Чудесные деяния Будды» в память о выдающемся ламе, преобразился и «Цаган-хурул», в котором обновлены «барабаны-кюрдэ», уложена плитка, а также подготовлены новые памятные доски, которые установят в Элисте и Улан Холе. Юбилейные мероприятия и открытие ступы должны были состояться ещё в мае, но ввиду пандемии они были отложены на осень.
Главный администратор Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», гелюнг Йонтен-Лодой о Цагане Атхаеве сказал: «Этот удивительный человек был подлинным калмыцким бодхисаттвой, перенесшим все тяготы XX века вместе с народом, не сломавшимся и не предавшим высокие идеалы буддизма. Он должен быть примером стойкости духа и мужества для всех нас».

Геннадий КОРНЕЕВ

«СӘКҮСН» ЦАГАНА АТХАЕВА